В рамках акции «Безопасность детства» и операции «Быт-семья»
В рамках акции «Безопасность детства» и операции «Быт-семья» 28 ноября 2019 года в МБОУ «Старовыслинская ООШ» прошла беседа с учащимися старших классов и общешкольное родительское собрание. Выступающие Любовь Пушкина - заведующий сектором по обеспечению деятельности КДН и ЗП и Елена Самарина - заведующий отделением помощи семье и детям БУ «Комсомольский ЦСОН» Минтруда Чувашии затронули такие вопросы, как роль семьи в профилактике подростковой преступности и профилактика депрессивного состояния подростков.
Выступающие отметили, что в подростковой среде растёт чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. Насилие и преступность подростков – не абстрактные факты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые подрастая, превращаются в маленьких садистов, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, придающих мучениям своих друзей, близких, знакомых и незнакомых. Откуда же берётся в столь юных возрасте деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению правонарушений и преступлений?
Всё начинается с малого – пропуска занятий. От безделья и большого количества соблазнов у ребёнка возникает желание хоть чем-нибудь заняться. Вот и начинается воровство, хулиганские выходки.
Атмосфера психологической напряжённости, частые или затяжные конфликтные семейные ситуации сильно действуют на ребёнка и всегда резко отрицательно. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влиянием, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению. Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились в семье.
В период своего становления ребёнок встречает и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей. Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души. Ведь только в результате алкоголизма и наркомании ежегодно тысячи детей остаются без родительского попечения.
Трудные дети вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями. И в этом решающим является не состав семьи имматериально бытовые условия, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Иногда родители следуют такой логике: моя семья, мои дети, я воспитываю их так, как хочу и могу.
От родителей зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Во время обсуждения с детьми книг, статей, телепередач, посвящённых нравственно- правовым вопросам, родителям необходимо формировать в детях чувство долга и ответственности. Ответственность – это значит ответственность перед кем-то и за кого-то. «Не знал», «не думал», «не хотел» - этот лепет можно слышать от подростков–правонарушителей, но это не оправдание и даже не объяснение содеянному.
Поэтому задача родителей состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом. Что бы ни случилось с сыном или дочерью, родители, прежде всего, должны проанализировать собственные ошибки и недостатки. В этом заключается разумность в отношениях взрослых и детей – основа семейного воспитания.