Приемные дети не похожи на домашних ребят. Их багаж — то, чему их научили, и эти навыки могут отличаться от принятых в новой семье. Наивность приемных детей, их бытовая беспомощность и незнание простых правил поведения нередко ставят взрослых в тупик.
Важно донести до приемного ребенка, что правила поведения — не прихоть: они помогают людям ладить друг с другом, показывают, как нужно относиться к окружающим и чего ждать в ответ. Человек, независимо от возраста, должен считаться с нормами общественного поведения и следовать им.
Играем!
Детям, конечно, не нравится, когда их одергивают и заставляют делать «как надо», особенно если это происходит в резкой форме, поэтому напоминать (в сотый раз!) нужно спокойно и доброжелательно. А лучше — играть, чтобы правила «сами запомнились».
Дети с удовольствием учатся с куклами и плюшевыми зайчиками. Задача родителей — подбрасывать новые ситуации. Например, зайчик проснулся, когда все еще спят, волчонок приболел и кашляет за столом, чебурашка пришел в гости к белочке, мишка опоздал на киносеанс, черепаха разговаривает с мамой белочки по телефону…
Младшим школьникам, научившимся читать, понравится игра «Разорванные записки». На листочках, поделенных на две части, записываются ситуации и правильное поведение в них. Потом записки разрываются и перемешиваются. Ребенку нужно правильно соединить разорванные части.
Письма вежливости можно писать с подростками. Ребенок и взрослый пишут друг другу письма, описывая какие-либо ситуации, стараясь не нарушить письменный этикет. Можно использовать электронную почту. Получив письмо, нужно проверить и правила составления письма, и ситуацию, описанную в нем, на предмет соблюдения правил поведения.
Теория без практики, как известно, просто теория. Если ребенок мало общается, не бывает в музеях, в кино, если вы не ходите в гости и у себя их не принимаете, то применять правила этикета, по сути, негде, и ребенок будет считать их ненужными.
Важно ребенка социализировать. Это не только познакомит его с «жизненными правилами», но и будет всесторонне развивать его. Наблюдая за поведением других людей в разных обстоятельствах, он научится смотреть на себя со стороны и корректировать поведение.
Время от времени нужно проговаривать основные правила поведения, чтобы ребенок не забывал их. Например, каждый раз, собираясь в гости, следует напоминать, что говорить при встрече, как вручить подарок, как вести себя. Перед посещением поликлиники еще раз сказать, что там нельзя шуметь и бегать.
Соблюдение приемным ребенком норм поведения длительное время должно носить характер ритуала: за этим действием должно следовать именно это, пока не произойдет полное принятие норм.
Дисциплина
Приемному ребенку нужно быстро освоить принятые в новой семье правила: перестроиться, возможно, кардинально изменив свое поведение. Это трудно. Переделывать себя всегда довольно непросто, поэтому даже незначительные требования могут вызвать в приемном ребенке сопротивление. В этом и заключается сложность его перевоспитания.
Формирование у приемного ребенка положительных стереотипов поведения достигается последовательно — от самых простых к сложным.
На начальном этапе главную роль играет личный пример новых родителей. Затем начинает приносить свои плоды режим дня. Четкий распорядок придает ребенку осмысленность и определенность. Требования — вовремя вставать, укладываться спать, учить уроки, помогать по дому, гулять — постепенно входят в привычку. Дети после детского дома обычно приучены к режиму дня, поэтому в первое время сопротивления быть не должно. Но со временем режимные требования могут восприниматься ребенком как ограничения его свободы, и это несмотря на то, что любое их нарушение приводит к ухудшению его поведения. Незначительное отступление от распорядка дня может спровоцировать гипервозбуждение, приводящее к истерике, поэтому всем членам семьи необходимо соблюдать единые строгие режимные требования.
Как приучать к дисциплине
- Избегайте непонимания — всегда объясняйте свои инструкции.
- Общайтесь с ребенком уважительно, избегайте приказного тона.
- Выполняйте обещания.
- Сразу реагируйте на любую ситуацию, требующую коррекции.
- Будьте последовательны.
- Замечания делайте по возможности наедине.
- Давайте ребенку возможность говорить о своих желаниях, и, если не можете их удовлетворить, объясняйте почему.
- Хвалите за хорошее поведение.
- Напоминайте о занятиях и заданиях заранее, например, «Через полчаса мы идем гулять — готовься», «После ужина тебе нужно подмести пол».
- Прежде чем что-то запретить, обсуждайте, к чему может привести это действие.
Обязательно разговаривайте с ребенком, показывайте, что рады ему. Неприветливые или резкие слова наносят урон общению и доверию, ведь ребенок ждет поддержки. Добрые слова родителей поддерживают в ребенке веру в себя и стимулируют его развитие.
08:28
Портал "Я - родитель"