В подростковом возрасте общение со сверстниками — не только обмен информацией, но и способ выразить себя, получить эмоциональную поддержку, почувствовать свою значимость. Многие ребята недовольны тем, как складывается их общение со сверстниками, и очень переживают из-за этого. В этот период подросткам необходима помощь взрослых — нужно разговаривать с ними на эти темы и делиться опытом.
Особое внимание стоит уделить защите границ: подростки порой так желают иметь друзей, что позволяют собой манипулировать. Они не хотят замечать этого, и задача взрослых — проговаривать такие моменты. На нашем сайте есть материалы по данной теме https://telefon-doveria.ru/drug-mnoj-manipuliruet-kak-izmenit-situaciju/.
Подросткам бывает трудно контактировать с окружающими в силу низкой самооценки, и тогда они прячутся в виртуальности. Чрезмерное увлечение компьютерными играми является следствием сложностей в общении — онлайн гораздо проще заводить «друзей». Изучите с ребенком статью о том, как научиться любить себя https://telefon-doveria.ru/ya-sebya-ne-lyublyu-perezagruzka-otnoshenij-s-soboj/.
Тренировка общения
Научиться общаться можно только в процессе общения. Стоит практиковать его с детьми, используя ролевые игры и коммуникативные техники. Предложите подростку придумать вопросы для того, чтобы лучше узнать человека. А затем те, с которых можно начать разговор.
Примерьте на себя, например, роль хулигана, говорящего гадости. А ребенок пусть отвечает так, как его учили. Чем чаще выполнять это упражнение, тем выше шанс, что он не растеряется в нужный момент.
Упражнение «Выслушай и повтори» длится примерно 8-10 минут. В нем участвуют трое: два человека разговаривают, третий контролирует. Нужно провести три беседы, чтобы каждый из участников попробовал себя в роли и контролера, и участника диалога. Собеседники должны соблюдать правило: прежде чем высказать свое мнение, надо повторить слова оппонента. Повторение можно начать словами: «Ты считаешь…», «Ты говоришь…» — так подросток сможет осмыслить сказанное и оценить, насколько правильно он понял собеседника. К тому же, слыша свои слова из уст другого человека, начинаешь лучше понимать себя и замечать недочеты. Контролер следит за соблюдением правил и за временем.
Упражнение «Интервью» предполагает участие родителей и подростка. Вопросы для интервью составляются заранее. Двое участников интервьюируют друг друга, а затем представляют своего визави третьему участнику.
Упражнение «Диктофон». По голосу можно судить о чувствах, которые мы испытываем. Его сила и интонации влияют на то, как собеседник воспримет информацию. Записывайте речь подростка в различных ситуациях, включая тренировки, чтобы он смог услышать себя и сделать выводы.
Отношения подростков со сверстниками служат своеобразной моделью их будущих социальных отношений с миром, поэтому нужно отнестись к этой сфере внимательно.
Если у вас остались вопросы — звоните на Детский телефон доверия 8 800 2000 122. Наши специалисты обязательно вам помогут!
15:03