Каждая третья женщина сталкивается с физическим или сексуальным насилием со стороны партнера, считает ВОЗ. В России побои в семье все еще не считаются криминалом. Средний штраф, который может грозить обидчику, по расчетам правозащитников, составляет пять тысяч рублей. Закона против домашнего насилия нет. Как быть жертве в этой ситуации? Что делать, если жертвой становится ребенок? Какие мифы, распространенные обществе, заставляют продолжать терпеть издевательства?
"Мы с мужем в браке 24 года. Нашему малышу 6. Муж бьет меня последние несколько лет. Я не раз обращалась в полицию, но они приезжали и только выписывали ему штрафы. 3 месяца назад после очередного избиения я выбежала из дома в домашней одежде и уехала к подруге. Все это время муж не давал мне видеться с ребенком. Недавно я узнала, что он подал на развод с просьбой определения места жительства ребенка с ним. Я боюсь, что больше никогда не смогу увидеть сына", — рассказала Камила специалисту казанского кризисного центра для женщин "Фатима".
Камиле на момент обращения было 43 года. Ее рассказ сегодня, 25 ноября, в Международный день борьбы за ликвидацию насилия против женщин прочитает на видео руководитель благотворительного фонда помощи ВИЧ-инфицированным, психолог Светлана Изамбаева. Следующие две недели кризисный центр "Фатима" планирует публиковать рассказы других обратившихся женщин в рамках акции портив домашнего насилия.
— Когда я читала в первый раз эту историю, я ощутила страх. Очень сильный страх и воспоминания о своем детстве. Мне казалось, я уже достаточно проработала тот ужас, который происходил в моей семье, но страх навсегда останется в моей памяти. Когда я слышу, как мои соседи кричат, когда мужчина повышает голос на женщину, я сразу же сжимаюсь. Бороться с домашним насилием необходимо, но как это делать, если на сегодняшний день до сих пор нет никакого закона, который защищает женщин. Действительно, всегда из раза в раз женщина подает [заявление] и потом сама же платит эти штрафы, — прокомментировала Светлана Изамбаева.
Отдельной официальной статистики по числу жертв домашних тиранов нет. Лишь некоторые из этих историй становятся публичными благодаря работе адвокатов.
В сентябре 2018 года житель Чебоксар Александр Ануфриев задушил свою жену Анну Овчинникову, после чего закопал ее тело. Перед этим на на протяжении нескольких дней она обращалась за помощью в полицию. Девушка сообщала, что муж угрожает ей убийством, а ранее уже душил ее. Полицейские не отреагировали на сообщения. Сейчас ее отец Николай Овчинников пытается изменить правоприменительную практику по статье об угрозе убийством.
В сентябре того же года 28-летний росгвардеец Марат Сахапов сначала избил свою девушку — 21-летнюю Эльнару Караханову, а потом выкинул ее с шестого этажа дома. Ее похоронили в закрытом гробу. Сам Сахапов не отрицал, что наносил удары Карахановой в ту ночь, но свою вину в убийстве не признал.
В феврале 2019 года в Махачкале пенсионер МВД Тагир Велагаев в нетрезвом состоянии явился к бывшей супруге домой. Экс-полицейский четыре раза ударил ее рукояткой травматического пистолета по голове и задушил. Через 12 дней соседи почувствовали неприятный запах в подъезде: труп обнаружили завернутым в ковер. Только после задержания Велагаев написал явку с повинной. На допросе он сообщил, что не помнит, как душил бывшую жену.
Житель Санкт-Петербурга Павел Искандаров регулярно приходил избивал свою сожительницу, мать его пятерых несовершеннолетних детей, старшему из которых 9 лет, а младшему — всего 1 год. В мае 2020 года он также явился к ней домой. Он не меньше пяти раз ударил ее сковородой. В тяжелейшем состоянии (закрытая тупая травма головы с тяжелым ушибом головного мозга) пострадавшую доставили в больницу, где она скончалась.
Уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова говорила, что с начала эпидемии коронавируса в России количество жалоб на домашнее насилие выросло в 2,5 раза. О росте числа таких обращений заявляли и депутаты Госдумы от "Единой России" Оксана Пушкина, Ирина Роднина и Ольга Севастьянова. Они просили правительство страны принять меры. Девять российских НКО также просили правительство и региональных властей обратить внимание на рост числа жалоб на домашних тиранов.
Еще на старте всеобщего карантина Правительственная комиссия по предупреждению преступлений сформулировала рекомендации для федеральных и региональных властей. В конце апреля депутат Госдумы Оксана Пушкина утверждала, что "ни в одном из регионов не принято соответствующих мер, вместо этого продолжают поступать звонки с криками о помощи". Закон против домашнего насилия до сих пор не принят.
Центр "Насилию.нет" отмечает, люди склонны оправдывать насилие в отношении себя или других. Виной этому множество стереотипов, прочно укрепившихся в общественном сознании. "Насилию.нет" собрали несколько таких мифов и попытались их опровергнуть. Ниже некоторые из них.
"Домашнее насилие — не преступление, а семейное дело, в которое не принято вмешиваться".
Закон против домашнего насилия есть в 75,9% стран. Насилие в семье — одно из самых частых преступлений против женщин. В России домашнее насилие регулируется только административным кодексом. Уголовный кодекс наказывает за вред здоровью, побои, истязание, изнасилование, понуждение к сексуальным действиям и так далее.
"Женщины сами провоцируют насилие"
Абьюз нельзя спровоцировать, до избиения нельзя "довести" — от поведения женщины ничего не зависит. Пострадавшие рассказывают, что абьюзеры часто находят совершенно противоречивые поводы, чтобы оскорбить или избить.
"Насилие надо терпеть, чтобы сохранить семью"
Если ребенок живет в ситуации стресса и напряжения, агрессии и насилия — все это отражается на его ментальном здоровье. Не лучше ли воспитывать ребенка в атмосфере любви и спокойствия?
"Если терпят и не уходят, значит им это нравится"
Не дают уйти общие дети, общее имущество, материальная зависимость. Бывшие мужья могут преследовать женщин, угрожать им. Нередко абьюзеры угрожают отобрать детей. Психологическое состояние тоже влияет на решение — насилие циклично, а выхода из него пострадавшие не видят, поэтому они могут уходить несколько раз и снова возвращаться абьюзивные отношения.
"Женщины точно так же применяют насилие"
Как правило, женщины, совершившие убийство партнера, на протяжении многих лет терпели угрозы, побои и унижения.
Сегодня помочь жертвам домашних тиранов могут специальные государственные кризисные центры, НКО и правозащитные организации. "Зона права", к примеру, разработала специальный план безопасности для жертв домашнего насилия. Вот его основные пункты:
- Рассказать о насилии в семье близким людям
- Попросить соседей вызвать полицию, если они услышат шум из вашей квартиры
- Придумать сигнал, специальное кодовое слово для оповещения близких об опасности
- Подготовить "экстренную сумку" и спрятать ее в надежном месте вне дома. В сумке должны быть деньги, документы (в том числе детей), лекарства и рецепты на них, предметы первой необходимости, одежда, ювелирные изделия, которые можно будет продать в случае нехватки денег
- Сделать запасной комплект ключей и спрятать их, чтобы иметь возможность в любое время и при любых обстоятельствах выйти из дома
- Подготовить финансовые накопления
- Продумать момент ухода
- Уничтожить следы, по которым вас можно найти. Почистите переписку, историю браузера, смените пароли, измените маршруты свои и детей
- Найти безопасное место жительства
- Обезопасить свое жилище. Смените замки, попросите кого-то с вами пожить
- Предупредить учителей и воспитателей, чтобы те не отпускали детей с обидчиком и звонили вам в случае его появления
- Собирать доказательства проявления агрессии обидчика. Записывайте угрозы, делайте скриншоты, сохраняйте их в облаке. Это поможет защитить себя в юридическом поле
- Проконсультироваться со специалистом, как вам действовать. "Зона права" собралаконтакты центров помощи по всей стране на специальной "Карте помощи"
- Если есть угроза жизни — бегите, даже если не успели подготовиться
- Если вы несовершеннолетний и вам нужна помощь, можно позвонить на федеральную горячую линию помощи жертвам домашнего насилия и попросить совета о том, как действовать у специалистов и психологов. Это бесплатно. В некоторых городах есть центры, где несовершеннолетний может получить помощь психолога и консультацию специалиста, в том числе дистанционно. Они отмечены на "Карте помощи". Если ситуация становится критической — звоните в соцзащиту вашего региона и узнавайте, как вам могут помочь. Если факты насилия подтвердятся, обидчика могут лишить родительских прав, а ребенка отправить в приют или реабилитационный центр для несовершеннолетних. Иногда этот вариант — лучший, когда есть серьезная угроза жизни и психике.
Домашнее насилие — не миф. Насилие в отношении женщин — реальность, с которой сталкиваются в 75% случаев. В браке этот показатель возрастает до 91%. В отсутствии закона, который мог бы защитить жертву, есть и другие инструменты борьбы. Важно лишь вовремя их применить, считают эксперты
14:53
https://www.idelreal.org/