Агрессивное поведение детей в киберпространстве сегодня встречается не реже, чем на улице или в школе. Чем опасна травля в интернете и как родители могут помочь своему подростку?

Агрессивность подростков предопределена физиологией взросления, особенностями их психоэмоциональной сферы. Основная задача подросткового возраста — становление личности и активная социализация. В общении со сверстниками у подростка формируются навыки социального взаимодействия. Возможности коммуникации и общения в современном обществе исключительно широки благодаря развитию информационных технологий и интернета. Именно в интернете, точнее в социальных сетях, происходит основное общение современных школьников.

Опасности интернет-взаимодействия

Пространство социальных сетей для подростка — это свобода от опеки взрослых, возможность собственной активности, желание выбирать содержание и форму общения и одновременно опасная территория. Подростки сталкиваются с проявлениями агрессии и учатся на нее реагировать.

Угрозы, оскорбления, домогательства в сети называются кибербуллингом. Причем гораздо чаще встречаются не целенаправленные длительные действия, а спонтанные ситуативные агрессивные высказывания.

Сетевые формы агрессивного поведения

Подобная спонтанная агрессия встречается в сетях повсеместно. Формы агрессивного поведения в интернете разнообразны: например, троллинг (социальная провокация, издевательство, эпатаж) или хейтерство (ненавистничество, склочничество). Все это создает особый агрессивный фон сетевого общения.

Согласно опросу, проведенному Институтом управления образованием РАО, агрессию со стороны других пользователей приходилось переживать практически каждому третьему подростку (31,1%). Пятая часть (21,1%) указывает, что они были свидетелями агрессии в отношении других пользователей. Признали, что сами выступали в роли агрессора в отношении других пользователей, 6% опрошенных. Более трети подростков (36,1%) отметили, что они никогда не сталкивались с агрессией в социальных сетях.

Главные угрозы глазами подростков

Наибольшая угроза в Сети, по мнению подростков, — мошенничество. На втором месте — навязчивая реклама, что также можно рассматривать как угрозу, связанную с использованием техник манипуляции поведением. Другие варианты агрессии — непосредственное воздействие на личность: оскорбления, шантаж, сексуальные домогательства, оглашение личной информации, зависимость, преследования в реальной жизни со стороны виртуальных знакомых.

Все это говорит о том, что подростки воспринимают пространство социального взаимодействия в сети как весьма опасное. В целом возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, у подростков существует явная потребность в сетевом общении (более 90% современных подростков с разной степенью интенсивности общаются в социальных сетях), а с другой, они воспринимают сеть как среду, где с высокой степенью вероятности можно столкнуться с угрозами, касающимися их экономической, социальной и личностной безопасности.

Риск сексуальных домогательств

На отношение подростков к возможности подвергнуться различным видам агрессии в социальных сетях влияют и другие факторы. Подростки, которые стремятся привлечь внимание посторонних к своей странице, чаще ожидают домогательств в Сети. У них амбивалентное поведение: с одной стороны, ими движет желание подчеркнуть свою привлекательность, вызвать к себе интерес, с другой, страх перед чрезмерным интересом к себе, что может привести к сексуальной агрессии. Чем активнее подросток проявляет свои лидерские качества в реальной жизни и в виртуальном пространстве, тем выше риск стать жертвой сексуальных домогательств.

Преследователь, наблюдатель и жертва

Какие особенности личности или жизненные обстоятельства приводят к тому, что ребенок или подросток становятся преследователем или жертвой кибербуллинга? «Есть одна особенность, которая сильно отличает буллинг от кибербуллинга, особенно подросткового, — комментирует ситуацию руководитель отдела медицинской психологии НЦ психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов. — В реальной жизни очень редки случаи превращения жертвы в буллера. В интернете это происходит легко.

Так, если в реальной жизни преследователь — это, скорее всего, лидер, главный местный хулиган, то в кибербуллинге в ряды преследователей прибавляются дети одинокие, ущемленные, с низкой самооценкой. Анонимность дает возможность «слабакам» реализовать то, что они не могут сделать в реальной жизни.

Исследование кибербуллинга — это также исследование таких общечеловеческих проблем, как зависть, обида, манипулирование, управляемый гнев. С этими же проявлениями мы сталкиваемся и в офлайн-буллинге».

Иными словами, в ролях преследователя и жертвы может оказаться один и тот же человек. В одной структуре подросток может быть жертвой, а по отношению к более слабым выступить в роли буллера.

21 сентября 2021
11:20

https://www.takzdorovo.ru/