Жизнь человека – величайшая ценность.

К сожалению, в обществе, где нет полного понимания этой Истины, встречается такое противоестественное и попирающее законы Природы явление как самоубийство (суицид).

Суицид представляет собой преднамеренные действия человека в отношении себя самого, приводящие к гибели.

Одним из возрастных периодов, когда имеется повышенный суицидальный риск, является подростковый возраст. У подростка появляется «чувство взрослости», но еще не сформированы смыслы, ценности, формы взаимодействия во взрослом мире. Отсутствие жизненного опыта, незрелость личности и мышления могут любую проблему превратить в неразрешимое, по мнению подростка, препятствие. Поэтому в этом возрасте крайне важна поддержка; поддержка семьи, друзей, педагогов.

Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему душевному страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Не осознается еще конечность, необратимость смерти. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Почему ребенок решается на самоубийство? -  нуждается в любви и помощи;

-         чувствует себя никому ненужным;

-       не может сам разрешить сложную ситуацию; -  накопилось множество нерешенных проблем; - боится наказания;

-         хочетотомститьобидчикам;

-          хочетполучить кого-тоиличто-то;

В группе риска подростки, у которых:

- сложная семейная ситуация (развод, конфликты между родителями, конфликты родителей и детей, жестокое обращение, физические наказания, алкогольная и другие зависимости в семье);

-  проблемы в учебе;

-  мало друзей;

- нет устойчивых интересов, хобби;

- перенесли тяжелую утрату (смерть близкого человека, любимого питомца);

-  семейная история суицида;

-  склонность к депрессиям;

- употребляющиеалкоголь,наркотики;

- ссора с любимой девушкой или парнем;

- жертвы насилия;

попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.

Поскольку существует взаимосвязь суицидов с состоянием депрессии, родителям нужно знать признаки наличия депрессии у подростков, которые могут наблюдаться без видимых причин.

Признаки депрессии у подростков:

  • снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась;
  • подавленность, тревога;
  • вялость, хроническая усталость;
  • физические недомогания, ухудшение сна, изменения аппетита; · повышенная раздражительность из-за мелочей;
  • сложности концентрации внимания; · устойчивое снижение успеваемости; ·          прогулы школы;
  • социальная изоляция, отсутствие друзей;
  • самоповреждающее поведение (порезы и т. п.).

Наличие 2-3 признаков указывает, что ребенку нужна помощь специалистов.

 

Четыре основные чувства, приводящие к мыслям о самоубийстве:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Что в поведении подростка должно насторожить:

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которые сохраняются длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя, или о нежелании продолжать жизнь.

 

Суицид это то, чего практически всегда можно избежать.

Главное, что для этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы.

 

Такими знаками предостережения могут выступать: · Заметная перемена в обычных манерах поведения.

  • Недостаток сна или повышенная сонливость. · Ухудшениеилиулучшениеаппетита.
  • Признаки беспокойства.
  • Признаки вечной усталости.
  • Неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнемувиду. · Усилениежалобнафизическоенедомогание.
  • Склонность к быстрой перемене настроения. · Отдаление от семьи и друзей.
  • Упадокэнергии.
  • Отказ от работы в клубах и организациях. · Излишний риск в поступках.
  • Поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни
  • Необычные вспышки раздражительности или любвеобильности. · Усиленноечувство тревоги.
  • Выражениебезнадежности.
  • Приобщение к алкоголю и / или наркотикам, усиление их потребления. · Раздача в дар ценного имущества.
  • Приведение в порядок всех дел.
  • Разговоры о собственных похоронах.
  • Составление записки об уходе из жизни.

Словесные заявления:

  • «Ненавижу свою жизнь!».
  • «Они пожалеют о том, что мне сделали!».
  • «Не могу больше этого вынести… Надоело… Сколько можно! Сыт погорло!!!». · «Я решил покончить с собой!».
  • «Просто жить не хочется… Пожил и хватит!». · «Никомуя не нужен… Лучше умереть!».
  • «Это выше моих сил…». · «Ненавижу всех и все!!!».
  • «Единственный выход – умереть!!!». · «Больше ты меня не увидишь!..».
  • «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!».
  • «Если мы больше не увидимся, спасибо за все!!!».

 

Что Вы можете сделать?

-         будьтевнимательныксвоемуребенку;

-         умейте показывать свою любовь к нему;

-          откровенно разговаривайте с ним;

-         умейте слушать ребенка;

-         не бойтесь прямо спросить о самоубийстве;

-         не оставляйте ребенка один на один с проблемой;

-         предлагайте конструктивныеподходы крешениюпроблемы;

-  вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно;

-    привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц; обратитесь за помощью к специалистам.

 Чего нельзя делать?

-    нельзя читать нотации;

-    не игнорируйте человека, его желание получить внимание;

-    не говорите: «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других»и т.д.; -    не спорьте;

-    не предлагайте неоправданных утешений;

-     не смейтесь над подростком.

 

Не следует говорить ребенку:

 *«Когда я был в твоем возрасте…!»;

*«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;

*«Не говори глупостей. Поговорим о другом»; ·«Где уж мне тебя понять!»;

*«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»; · «Не получается – значит, не старался!»;

*«Все дети, как дети, а ты …»;

*«Сам виноват…».

Обязательно скажите ему:

"Чувствую, что что-то происходит";

"Давай поговорим об этом";

"Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя.

Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить";

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».

 

 Советы внимательным и любящим родителям:

показывайте ребенку, что выего любите; чаще обнимайте и целуйте; поддерживайте всложных ситуациях;

учите его способам разрешения жизненных ситуаций; вселяйте в него уверенность в себе;

помогите ребенкупроявить свои переживаниячерез игры, рисунки, лепку, увлечения.

Эти слова ласкают душу ребенка…

-     Ты самый любимый!

-     Ты очень много можешь!

-     Спасибо!

-     Что бы мы без тебя делали!

-     Иди ко мне!

-     Садись с нами!

-     Расскажи мне, что с тобой?

-     Я помогу тебе…

-     Я радуюсь твоим успехам!

-     Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость!

-     Как хорошо, что ты у нас есть!

 Как разговаривать с подростком в обычных ситуациях? ·Воспринимайте ребенка всерьез. Относиться снисходительно нельзя.

  • Выслушивайте «Я слышу тебя». Дайте ему возможность высказаться. Уделите ему ваше время. Задайте вопросы и внимательно слушайте.
  • Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • Не опаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т.д.;
  • Не иронизируйте, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы;
  • Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез.
  • Подчеркивайте временный характер проблем. Признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны; узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет.
  • Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
  • Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним. · Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
  • Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте, словом и делом.
  • Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
  • Любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
  • Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С ПОДРОСТКОМ ПРИ НАЛИЧИИ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ

  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. А не осуждение и порицание. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Но если человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность, то такое резкое изменение поведения может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам такого ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в тоже время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказывать свои проблемы.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое.

ПОМНИТЕ! Суицид можно предотвратить. Острый период, представляющий опасность для самого человека обычно продолжается короткое время –от 24 до 72 часов. Если же кто-то в это время вмешается в его планы и окажет помощь, то человек не будет покушаться на свою жизнь.

 

 Действия родителей при попытке суицида

Если все же предотвратить несчастье не удалось, и ребенок все же совершил попытку суицида, родители должны принять комплекс срочных мер. Разумеется, первым вашим чувством будет испуг и облегчение от того, что жизнь ребенка все же удалось спасти. Не скрывайте свои чувства от ребенка под маской равнодушия и уж тем более гнева. Ребенок должен чувствовать, что вы очень любите его и дорожите им.

После того, как состояние здоровья ребенка стабилизируется, вам в обязательном порядке будет необходимо обратиться за помощью психологов. Ни в коем случае не пренебрегайте помощью профессионалов – зачастую справиться с проблемой своими силами практически невозможно. В том случае, если врачи сочтут нужным поместить вашего ребенка в специализированный реабилитационный центр, ни в коем случае не отказывайтесь. Помните о том, что попытку суицида ваш ребенок совершил не просто так, а значит, он может ее повторить в том случае, если причина не будет выявлена и устранена.

Хотя, справедливости ради, необходимо отметить что, как свидетельствует статистика, детский суицид носит одиночный характер. Повторные попытки суицида в подростковом возрасте совершаются крайне редко – не более чем одна на 600 случаев. Однако все же это не повод для родителей ослаблять внимание и контроль над эмоциональным состоянием ребенка, попавшего в беду. Зачастую взрослые, зрелые люди далеко не всегда в состоянии совладать с собственными эмоциями. Что уж говорить о неокрепшей психике подростка.

В том же случае, если госпитализация ребенка не требуется, большая часть ответственности за реабилитацию здоровья ребенка ложится на плечи родителей. Ни в коем случае не конфликтуйте с ребенком, не обвиняйте его ни в чем. Постарайтесь понять вашего ребенка, войти в его положение и помочь ему. В том случае, если ребенок будет ощущать вашу помощь и поддержку, он наверняка не станет больше пытаться свести счеты с жизнью.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.

"Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость.

Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении.

Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".

 

Управление образования администрации города Чебоксары Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содружество» города Чебоксары Чувашской Республики

(МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары)

Адреса: 428034, Чувашская Республика, город Чебоксары, ул. Эльгера, д.3, ул. Университетская, д. 25, пр. Мира, д.8

Телефоны: 8(8352) 41–22–17, 40–28–38, 41–22–11, 43–37–93, 40–06–15, 40–05–72, 63–27–14, 63–37–17

08 апреля 2021
15:48

Управление образования администрации города Чебоксары Муниципальное бюджетное учреждение