Жизнь человека – величайшая ценность.
К сожалению, в обществе, где нет полного понимания этой Истины, встречается такое противоестественное и попирающее законы Природы явление как самоубийство (суицид).
Суицид представляет собой преднамеренные действия человека в отношении себя самого, приводящие к гибели.
Одним из возрастных периодов, когда имеется повышенный суицидальный риск, является подростковый возраст. У подростка появляется «чувство взрослости», но еще не сформированы смыслы, ценности, формы взаимодействия во взрослом мире. Отсутствие жизненного опыта, незрелость личности и мышления могут любую проблему превратить в неразрешимое, по мнению подростка, препятствие. Поэтому в этом возрасте крайне важна поддержка; поддержка семьи, друзей, педагогов.
Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему душевному страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Не осознается еще конечность, необратимость смерти. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.
Почему ребенок решается на самоубийство? - нуждается в любви и помощи;
- чувствует себя никому ненужным;
- не может сам разрешить сложную ситуацию; - накопилось множество нерешенных проблем; - боится наказания;
- хочетотомститьобидчикам;
- хочетполучить кого-тоиличто-то;
В группе риска – подростки, у которых:
- сложная семейная ситуация (развод, конфликты между родителями, конфликты родителей и детей, жестокое обращение, физические наказания, алкогольная и другие зависимости в семье);
- проблемы в учебе;
- мало друзей;
- нет устойчивых интересов, хобби;
- перенесли тяжелую утрату (смерть близкого человека, любимого питомца);
- семейная история суицида;
- склонность к депрессиям;
- употребляющиеалкоголь,наркотики;
- ссора с любимой девушкой или парнем;
- жертвы насилия;
попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.
Поскольку существует взаимосвязь суицидов с состоянием депрессии, родителям нужно знать признаки наличия депрессии у подростков, которые могут наблюдаться без видимых причин.
Признаки депрессии у подростков:
- снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась;
- подавленность, тревога;
- вялость, хроническая усталость;
- физические недомогания, ухудшение сна, изменения аппетита; · повышенная раздражительность из-за мелочей;
- сложности концентрации внимания; · устойчивое снижение успеваемости; · прогулы школы;
- социальная изоляция, отсутствие друзей;
- самоповреждающее поведение (порезы и т. п.).
Наличие 2-3 признаков указывает, что ребенку нужна помощь специалистов.
Четыре основные чувства, приводящие к мыслям о самоубийстве:
- Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
- Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
- Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
- Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Что в поведении подростка должно насторожить:
- Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
- Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которые сохраняются длительное время.
- Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
- Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
- Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя, или о нежелании продолжать жизнь.
Суицид – это то, чего практически всегда можно избежать.
Главное, что для этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы.
Такими знаками предостережения могут выступать: · Заметная перемена в обычных манерах поведения.
- Недостаток сна или повышенная сонливость. · Ухудшениеилиулучшениеаппетита.
- Признаки беспокойства.
- Признаки вечной усталости.
- Неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнемувиду. · Усилениежалобнафизическоенедомогание.
- Склонность к быстрой перемене настроения. · Отдаление от семьи и друзей.
- Упадокэнергии.
- Отказ от работы в клубах и организациях. · Излишний риск в поступках.
- Поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни
- Необычные вспышки раздражительности или любвеобильности. · Усиленноечувство тревоги.
- Выражениебезнадежности.
- Приобщение к алкоголю и / или наркотикам, усиление их потребления. · Раздача в дар ценного имущества.
- Приведение в порядок всех дел.
- Разговоры о собственных похоронах.
- Составление записки об уходе из жизни.
Словесные заявления:
- «Ненавижу свою жизнь!».
- «Они пожалеют о том, что мне сделали!».
- «Не могу больше этого вынести… Надоело… Сколько можно! Сыт погорло!!!». · «Я решил покончить с собой!».
- «Просто жить не хочется… Пожил и хватит!». · «Никомуя не нужен… Лучше умереть!».
- «Это выше моих сил…». · «Ненавижу всех и все!!!».
- «Единственный выход – умереть!!!». · «Больше ты меня не увидишь!..».
- «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!».
- «Если мы больше не увидимся, спасибо за все!!!».
Что Вы можете сделать?
- будьтевнимательныксвоемуребенку;
- умейте показывать свою любовь к нему;
- откровенно разговаривайте с ним;
- умейте слушать ребенка;
- не бойтесь прямо спросить о самоубийстве;
- не оставляйте ребенка один на один с проблемой;
- предлагайте конструктивныеподходы крешениюпроблемы;
- вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно;
- привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц; обратитесь за помощью к специалистам.
Чего нельзя делать?
- нельзя читать нотации;
- не игнорируйте человека, его желание получить внимание;
- не говорите: «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других»и т.д.; - не спорьте;
- не предлагайте неоправданных утешений;
- не смейтесь над подростком.
Не следует говорить ребенку:
*«Когда я был в твоем возрасте…!»;
*«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;
*«Не говори глупостей. Поговорим о другом»; ·«Где уж мне тебя понять!»;
*«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»; · «Не получается – значит, не старался!»;
*«Все дети, как дети, а ты …»;
*«Сам виноват…».
Обязательно скажите ему:
"Чувствую, что что-то происходит";
"Давай поговорим об этом";
"Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя.
Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить";
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».
Советы внимательным и любящим родителям:
показывайте ребенку, что выего любите; чаще обнимайте и целуйте; поддерживайте всложных ситуациях;
учите его способам разрешения жизненных ситуаций; вселяйте в него уверенность в себе;
помогите ребенкупроявить свои переживаниячерез игры, рисунки, лепку, увлечения.
Эти слова ласкают душу ребенка…
- Ты самый любимый!
- Ты очень много можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!
- Расскажи мне, что с тобой?
- Я помогу тебе…
- Я радуюсь твоим успехам!
- Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость!
- Как хорошо, что ты у нас есть!
Как разговаривать с подростком в обычных ситуациях? ·Воспринимайте ребенка всерьез. Относиться снисходительно нельзя.
- Выслушивайте – «Я слышу тебя». Дайте ему возможность высказаться. Уделите ему ваше время. Задайте вопросы и внимательно слушайте.
- Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
- Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
- Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
- Не опаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т.д.;
- Не иронизируйте, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы;
- Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез.
- Подчеркивайте временный характер проблем. Признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны; узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет.
- Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
- Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним. · Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
- Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте, словом и делом.
- Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
- Любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
- Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С ПОДРОСТКОМ ПРИ НАЛИЧИИ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ
- Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. А не осуждение и порицание. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
- Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Но если человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность, то такое резкое изменение поведения может служить основанием для тревоги.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам такого ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в тоже время находиться в состоянии глубокой депрессии.
- Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказывать свои проблемы.
От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое.
ПОМНИТЕ! Суицид можно предотвратить. Острый период, представляющий опасность для самого человека обычно продолжается короткое время –от 24 до 72 часов. Если же кто-то в это время вмешается в его планы и окажет помощь, то человек не будет покушаться на свою жизнь.
Действия родителей при попытке суицида |
Если все же предотвратить несчастье не удалось, и ребенок все же совершил попытку суицида, родители должны принять комплекс срочных мер. Разумеется, первым вашим чувством будет испуг и облегчение от того, что жизнь ребенка все же удалось спасти. Не скрывайте свои чувства от ребенка под маской равнодушия и уж тем более гнева. Ребенок должен чувствовать, что вы очень любите его и дорожите им. После того, как состояние здоровья ребенка стабилизируется, вам в обязательном порядке будет необходимо обратиться за помощью психологов. Ни в коем случае не пренебрегайте помощью профессионалов – зачастую справиться с проблемой своими силами практически невозможно. В том случае, если врачи сочтут нужным поместить вашего ребенка в специализированный реабилитационный центр, ни в коем случае не отказывайтесь. Помните о том, что попытку суицида ваш ребенок совершил не просто так, а значит, он может ее повторить в том случае, если причина не будет выявлена и устранена. Хотя, справедливости ради, необходимо отметить что, как свидетельствует статистика, детский суицид носит одиночный характер. Повторные попытки суицида в подростковом возрасте совершаются крайне редко – не более чем одна на 600 случаев. Однако все же это не повод для родителей ослаблять внимание и контроль над эмоциональным состоянием ребенка, попавшего в беду. Зачастую взрослые, зрелые люди далеко не всегда в состоянии совладать с собственными эмоциями. Что уж говорить о неокрепшей психике подростка. В том же случае, если госпитализация ребенка не требуется, большая часть ответственности за реабилитацию здоровья ребенка ложится на плечи родителей. Ни в коем случае не конфликтуйте с ребенком, не обвиняйте его ни в чем. Постарайтесь понять вашего ребенка, войти в его положение и помочь ему. В том случае, если ребенок будет ощущать вашу помощь и поддержку, он наверняка не станет больше пытаться свести счеты с жизнью. |
Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.
"Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость.
Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении.
Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".
Управление образования администрации города Чебоксары Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содружество» города Чебоксары Чувашской Республики
(МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары)
Адреса: 428034, Чувашская Республика, город Чебоксары, ул. Эльгера, д.3, ул. Университетская, д. 25, пр. Мира, д.8
Телефоны: 8(8352) 41–22–17, 40–28–38, 41–22–11, 43–37–93, 40–06–15, 40–05–72, 63–27–14, 63–37–17
15:48
Управление образования администрации города Чебоксары Муниципальное бюджетное учреждение