Профилактика и решение проблемы жестокого обращения с детьми невозможны без взаимодействия. Как правило, координируют этот процесс социальный педагог и психолог. Но заниматься профилактикой жестокого обращения должны и педагоги, и классные руководители, и воспитатели.
При выявлении признаков жестокого обращения к педагогам и психологам должны присоединиться юристы. Ошибочно сводить жестокое обращение лишь к проявлениям физического насилия. Скорее, это действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Хотя официального определения в действующем законодательстве нет.
Жестокое обращение с детьми может выражаться в форме физического, психологического (эмоционального) насилия, сексуального насилия над детьми или принимать форму пренебрежения потребностями ребенка.
Профилактику можно разделить на несколько этапов.
1 этап: Диагностика.
- На основании информации, поступающей от педагогов, родителей, врачей, выявить детей группы риска.
К этой группе относятся дети, у которых есть трудности в обучении, дети, которые часто проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым, неуверенные в себе, неспособные к самоорганизации, неуравновешенные. Возможно проявление асоциальных наклонностей (воровство, табакокурение, употребление наркотиков, ранние половые связи). - Сбор информации о родителях. Выявление родителей, способных причинить ущерб ребенку – как физический, так и психологический.
- Анализ взаимоотношений в классе. Задача – выявить учащихся, которые чувствуют себя в коллективе некомфортно, а затем найти причины этого состояния. Эта информация выявляется в ходе проведения классных часов с элементами группового тренинга.
В диагностике возможно использование опросника Басса-Дарки. Его применяют как в работе с детьми, так и с родителями. Тест, разработанный А. Бассом и А. Дарки в 1957 году, предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
2 этап: Коррекция.
- Работа с учителями, направленная на выявление и преодоление трудностей в коллективе. Необходимо объяснить педагогам, что дети, подвергающиеся насилию, нуждаются в особой заботе и внимании.
- Работа с родителями по изменению установок по отношению к детям. Осуществляется как при личном контакте с конкретными родителями, так и в форме классных собраний, бесед, дискуссий.
- Работа с учениками, испытывающими дискомфорт в коллективе, трудности с обучением.
3 этап: Профилактика.
- Проведение разъяснительной работы с педагогами, детьми и родителями. Необходимо рассказать, какие действия являются проявлением жестокого обращения с детьми. Это умышленное и неумышленное причинение вреда здоровью, истязание, изнасилование, понуждение к действиям сексуального характера, оставление в опасности, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, доведение до самоубийства, угрозы о причинении физического вреда.
- Сбор информации. Информация может поступить откуда угодно – от соседей, сверстников ребенка, дальних родственников.
- Принятие мер после поступления сигнала о жестоком обращении. Нужно иметь четкий ответ на два вопроса:
- Действительно ли имело место жестокое обращение с ребенком?
- Безопасно ли ребенку оставаться в семье?
- Защита пострадавшего ребенка.
- Информирование. В ходе общих родительских собраний необходимо объяснить, какую ответственность влечет за собой жестокое обращение с детьми. Окружающие должны знать телефоны специализированных горячих линий (единый общероссийский детский телефон доверия
8-800-2000-122), телефон городской службы социальной защиты и т.д.) - Пропаганда семейных ценностей. Этот пункт предполагает организацию совместных тренингов и конкурсов, а также праздников, направленных на формирование позитивного образа семьи, например, Дня семьи, любви и верности, и многое другое.
Как определить, что ребенок переживает жестокое обращение?
- Педагоги отмечают депрессивное состояние ребенка. Признаки депрессии: постоянное подавленное настроение, плач, раздражительность, низкая концентрация и самооценка, нехватка энергии. Возможны физические проявления депрессии: частые боли в животе, головные боли.
- Ребенок становится жестоким
- Ребенок разговаривает на «взрослые» темы, говорит об отношениях полов, явно повторяя слова старших
- Ребенок проявляет асоциальные наклонности, например, ворует, убегает из дома
- Не доверяет взрослым
- Не может объяснить свои физические потребности (например, не отличает потребность поесть или сходить в туалет)
Как помочь ребенку восстановиться после случая жестокого обращения?
- Внимательно наблюдать за его успехами и отмечать любой прогресс, хвалить за успехи в учебе, спорте, творчестве. Например, если ребенок убрал за собой вещи, обязательно отметить этот факт.
- Требовать от ребенка выполнения тех или иных заданий, поручений аргументированно, не превращая отношения в противостояние. Если ребенка отправляют в магазин, следует объяснить, почему это должен сделать именно он (вы заняты уборкой/срочной работой и надеетесь на помощь).
- Выбирать методы реабилитация, исходя из вида жестокого обращения, которому подвергался ребенок (психологическое, сексуальное или физическое насилие). В каждом случае методы реабилитации – разные.
- Обратить внимание на внешний вид ребенка и стиль его общения. Для реабилитации необходимо стабильные отношения в обществе, коллективе.
Часто адаптация ребенка в коллективе зависит от вещей, которые несложно скорректировать. Возможно, достаточно проследить за тем, чтобы ребенок был чисто и опрятно одет. Порой наладить процесс коммуникацию со сверстниками помогут изменения в поведении самого ребенка.
15:00
Портал "Я - родитель"