Игра для ребенка — источник умственного и речевого развития. Развивающие игры помогают малышу усваивать знания, приобретать навыки и формировать представления об окружающем мире. Для ребенка с нарушенным слухом игры имеют еще большее значение: подобные занятия позволяют преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха, недоразвитием речи и словесного общения.

Игра обучает и ребенка, и родителя

Огромная роль в воспитании и развитии ребенка с нарушением слуха принадлежит семье. Для такого ребенка главными учителями становятся его родители. С глухими и слабослышащими детьми раннего возраста необходимо проводить разнообразные игры-занятия, направленные на их физическое и общее психическое развитие: игры по развитию основных движений, игры с сюжетными игрушками, игры-занятия со строительным материалом, игры с дидактическими игрушками, с предметами-орудиями и др.

Подобные занятия очень важны не только для ребенка, но и для его родителей. Важно помнить, что главное в проведении такой игры — это прежде всего эмоциональное взаимодействие и подражание ребенка взрослому, а не речевое общение между ними.

Взрослый, играя с малышом, учит его и сам учится «подстраиваться» под него, доходчиво объяснять задания, поддерживать внимание и интерес ребенка. Эмоциональное взаимодействие во время игр-упражнений создает наиболее благоприятные условия и для формирования у малыша понимания речи, и для появления слов и фраз.

Особенности игр-занятий для детей с нарушениями слуха

Следующие игры подойдут для занятий с детьми, пользующимися индивидуальными слуховыми аппаратами.

  1. Во время игры и упражнений взрослому всегда нужно показывать и называть предметы и игрушки, которыми он действует: например, кукла здоровается, ходит; зайка прыгает, ест морковку. Затем следует предлагать малышу воспроизвести это действие и «озвучить» его. При этом предметы и действия необходимо сопровождать звукоподражаниями (ав-ав, тпру, мяу, ква-ква, пи-пи и т. д.), лепетными словами (ляля, утя и т. д.) и полными словами (иди, кубики, мяч, зайка, мишка).
  2. Например, взрослый демонстрирует, как идет мишка — медленно, большими шагами, и сопровождает свои действия речью, используя при этом естественные жесты: «Мишка идет — топ-топ». После показа игрового действия взрослый предлагает малышу показать, как идет мишка, побуждая при этом повторить фразу так, как ребенок может.
  3. Речь взрослого должна быть естественной, эмоционально окрашенной, сопровождающейся естественными мимикой лица и жестами. Речь не должна быть многословной: нужно использовать в одинаковых ситуациях одни и те же выражения — так ребенок научится быстрее их понимать. Следует поощрять и специально учить малыша пользоваться разнообразными естественными жестами (дай, нет, там, тут, привет, пока, большой, маленький и т. д.), использовать выразительные позы (вопроса, осуждения, восторга и т. п.).
  4. Ребенка необходимо постоянно побуждать повторять звукоподражания, лепетные и полные слова, фразы (как он может), поощрять каждую попытку воспроизвести слова. Но нельзя настаивать. Постепенно в процессе многократного восприятия речи и высказываний он начнет и сам пользоваться этими словами и фразами.
  5. При проведении совместных занятий важно использовать все возможности развития слуха малыша, расширять его представления о звуках окружающего мира. Для этого нужно стараться озвучивать любые производимые действия. Так, перед появлением игрушки — куклы, зайки, мишки — взрослый обращает внимание на стук, шум за дверью, спрашивает его: «Что там? Давай посмотрим!» Чтобы разбудить «спящую куклу», взрослый показывает ребенку будильник и включает его два-три раза, предлагает малышу послушать, как он звучит. Наконец, на третий раз взрослый демонстрирует, как от звонка будильника кукла просыпается, он говорит: «Вставай, Ляля! Иди к нам!» Перед тем как построить башню или дорожку, взрослый стучит деревянными кубиками друг о друга и просит ребенка самостоятельно воспроизвести этот звук и т. п.

Цели и задачи игр-занятий

Каждый вид игр имеет свою особую задачу. Например, основной задачей занятий по развитию движений является овладение ребенком тем или иным движением (ходьбой, ползанием, катанием и т. д.), а не речью. Поэтому, пока малыш им не овладеет (например, ходьбой в прямом направлении, ползанием на четвереньках и т. п.), взрослый постоянно дает словесную инструкцию, называет выполняемые действия, предметы, поощряет ребенка. По мере усвоения определенного навыка, когда выполнение упражнения или действия не будет вызывать затруднения у малыша, следует в большей степени активизировать и его самостоятельную речь.

В течение дня с малышом нужно проводить несколько игр-занятий, длительность которых зависит от возраста ребенка. Например, с ребенком до полутора лет — 8–10 минут, с ребенком старше полутора лет — 12–15 минут.

К каждой игре нужно тщательно готовиться: представить цель игры, продумать речевой материал, подобрать игрушки, предметы. 

В зависимости от цели игры ее можно провести, сидя на полу (на ковре), на диване, перед зеркалом, на прогулке. С полутора лет игры-занятия проводятся и за столом.

Переходя к новым играм, не следует забывать о проводившихся ранее. Необходимо повторять одни и те же упражнения и игры. Это доставляет удовольствие малышу, поддерживает у него интерес к занятиям, развивает его активность и уверенность в своих силах.

Приступая к совместным занятиям, важно помнить, что они принесут пользу малышу, только если будут проводиться интересно и весело, доставлять ему удовольствие и радость. Чаще поощряйте, хвалите и подбадривайте ребенка. Какие бы конкретные задачи вы ни ставили перед малышом, будь то научить его катать мяч, собирать пирамиду, кормить куклу и т. п., помните, что в любой из них заключен большой воспитательный и нравственный смысл.

В процессе совместных игр-занятий у ребенка с нарушением слуха развиваются интерес к учению, любознательность, умение сосредоточенно работать, радоваться успехам, преодолевать трудности, формируются культурные нормы поведения в обществе.

20 октября 2020
08:22

Растимдетей.РФ