Для детей с инвалидностью спорт и физическая активность важны не только потому, что это голы, очки, секунды и укрепление организма. Спорт — это еще и шанс раздвинуть рамки повседневности, способ поверить в себя, возможность общаться, заводить друзей и в результате лучше адаптироваться ко взрослой жизни.
Занятия для себя или спорт высоких достижений?
«Первый вопрос, на который вместе с ребенком должны ответить родители, — нужны ли ему достижения и медали или достаточно занятий „для себя“, — рассказывает Ольга Котова, руководитель спортивного отдела региональной общественной организации людей с инвалидностью „Перспектива“. — Далеко не каждому ребенку нужна ориентация на профессиональный спорт, чаще всего занятия — это способ абилитации и поддержания контакта с миром».
Среди учителей и родителей есть заблуждение, что в паралимпийском движении могут участвовать люди с любыми формами инвалидности. Это не так, отмечает Ольга Котова, сама многократный призер спартакиады «Мир равных возможностей» среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата: всего существует 22 летних и 5 зимних паралимпийских видов спорта. Но это не значит, что у остальных людей с ограничениями по здоровью нет возможности соревноваться. Существуют, например, Сурдлимпиада для людей с нарушениями слуха, или Специальная Олимпиада для участников с ментальными особенностями. В России действуют 56 региональных отделений Специального олимпийского движения, где можно уточнить, какие виды спорта представлены в конкретном городе или районе.
Альтернатива профессиональным клубам — секции любительского адаптивного спорта, где специально учитываются возможности и ограничения тех, кто там занимается, и неспециализированные спортивные кружки, которые ребенок с инвалидностью или с ОВЗ также имеет право посещать.
Искать возможности, а не ограничения
Официальных или общепринятых рекомендаций по видам спорта при тех или иных заболеваниях и особенностях развития нет. Не существует двух одинаковых детей с церебральным параличом или аутизмом, у каждого свой собственный опыт и разные возможности для развития. Поэтому в каждом случае необходим индивидуальный подход.
В бюро медико-социальной экспертизы вместе с группой инвалидности ребенок получает индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА). К сожалению, в ней редко прописываются спортивные рекомендации, однако она задает направление: при выборе спортивной дисциплины нужно в первую очередь смотреть как раз на ее возможности для абилитации, а не зацикливаться на физических, ментальных или других ограничениях ребенка.
Конечно, учитывать форму инвалидности тоже необходимо. Например, если ребенок с синдромом Дауна хочет заниматься борьбой, надо проверить, нет ли у него сращения шейных позвонков, которое часто сопутствует основному заболеванию. Педиатры далеко не всегда знают об этой особенности. В этом случае занятия борьбой могут привести к излишнему напряжению в мышцах и болям; кроме того, при сращении позвонков резко повышается риск тяжелой травмы.
Поэтому начальную консультацию по выбору подходящих для ребенка занятий лучше получить у специалистов по адаптивной физкультуре — найти их можно в каждом регионе страны.
Важен также возраст ребенка: есть виды спорта, куда для хороших результатов нужно приходить как можно раньше. Например, если нейротипичных детей начинают водить на футбол примерно с 5 лет, то в случае с ребенком с синдромом Дауна для правильного формирования стопы и усвоения навыков работы с мячом нужно начинать заниматься уже в 2–3 года.
Принимая решение привести ребенка в профессиональный паралимпийский спорт, родители должны учитывать, что это потребует значительных затрат времени и сил. Как и в остальных видах спорта, нужно ездить на тренировки, сборы и соревнования, покупать экипировку и уделять внимание занятиям другими способами.
Личный опыт семьи спортсмена
Родителям спортсмена с инвалидностью надо быть готовыми к трудностям, но усилия не пропадут даром. О том, как спорт влияет на жизнь особенного ребенка и всей его семьи, хорошо знает Ольга Комарова, мама 11-летнего следж-хоккеиста Саши из Москвы.
— Несмотря на то, что Саша передвигается на коляске, он очень энергичный мальчик, и когда встал вопрос, как эту энергию «сбрасывать», мы изначально смотрели в сторону бассейна или другой неконтактной дисциплины, — рассказывает она. — Но потом в порядке эксперимента поехали на тренировку по следж-хоккею, и это оказался «его» вид спорта.
Уже после нескольких тренировок Сашу отправили на недельные сборы, куда приехали и взрослые паралимпийцы. И это общение оказалось очень полезным. Я могу сто раз сказать Саше: «Если ты можешь это сделать сам, ты должен это сделать сам», и все без толку. Но если он хотя бы раз увидит, как другой человек на коляске делает то, что казалось невозможным, мне уже не надо ничего говорить.
Ни слова родителей, ни слова тренера, который стоит на ногах, не будут обладать для ребенка таким же эффектом, как пример другого человека в коляске.
А еще такие люди — ролевая модель, которую редко встретишь в реальной жизни. Ведь, увы, чаще всего мы видим людей в коляске в подземных переходах и у обочин дорог, где они просят милостыню. Сложно ответить на детский вопрос: «Почему этот дядя в коляске оказался здесь?», а ведь рано или поздно ребенок начинает задавать (не обязательно вслух) уже другой вопрос: «Неужели меня тоже ждет такое будущее?» В спорте можно увидеть отличные примеры самореализации: да, человек передвигается в коляске, и у него есть семья, машина, дом, он сам зарабатывает себе на жизнь, путешествует — словом, живет нормальной, полноценной жизнью.
По моим наблюдениям, спорт — это еще и источник правильных эмоций. Приложенные усилия и полученные результаты — это то, за что всегда можно похвалить, а поражения воспитывают характер и учат принимать жизнь в разных ее проявлениях. А еще это замечательная тема для разговоров. Если Саше кто-то из детей на площадке нечаянно брякнет: «Ты инвалид», тот гордо отвечает: «Нет, я спортсмен!» И дети тут же переключаются с «посмотрите, вон мальчик на коляске» на то, почему у следж-хоккеистов по две клюшки, как забивать голы верхом на санках и так далее.
Уроки физкультуры: ходить нельзя пропускать
«У каждого ребенка с инвалидностью должен быть индивидуальный план обучения в школе, где есть математика, история, русский и другие предметы, а физкультуру в этом плане традиционно обходят стороной, — с сожалением говорит Ольга Котова. — Зачастую у таких детей есть освобождение от занятий, но ждать других на лавке — это прежде всего упущенные возможности для абилитации. Сегодня считается, что ребенок с любой формой и степенью инвалидности может посещать уроки физкультуры, но программа для него должна быть адаптирована. Можно выработать ее совместно с учителем физкультуры или руководством школы, поговорить с медицинским работником в школе, изучить ИПРА».
Ситуация и с инфраструктурой, и с квалифицированными педагогами в регионах не одинакова: в российских вузах не так много кафедр адаптивной физкультуры, поэтому учителей, умеющих работать с особенными детьми, мало, и в основном они сконцентрированы в крупных городах. Но при желании в любой ситуации можно попытаться найти приемлемое решение.
Сориентироваться, какими видами спорта можно заняться при разных формах инвалидности, можно в интернете. Например, в сообществах общественных организаций инвалидов. Некоторые клубы и секции адаптивных видов спорта в различных регионах страны перечислены на сайте РОО «Перспектива». А найти секции и команды в Москве поможет проект «Знак равенства».
Что дают занятия спортом, кроме улучшения физического состояния
Позволяют поверить в себя
Спорт для ребенка с инвалидностью — хороший способ испытать свои возможности и понять, что они шире, чем он думал раньше. Занятия улучшают психологическое состояние детей и стимулируют их развиваться в других сферах жизни.
Помогают заводить друзей и социализироваться
Физкультура и спорт помогают ребенку повысить не только самооценку, но и свой статус среди сверстников. У него расширяются социальные контакты, что в дальнейшем способствует успешной социализации.
Готовят к взрослой жизни
Регулярные тренировки воспитывают силу духа и дисциплину — качества, которые пригодятся каждому. Дисциплинированный человек, даже с особенностями развития, способен добиться в жизни большего.
Спорт может стать профессией
Кроме повышения самооценки, спорт дает человеку с особенностями шанс самостоятельно зарабатывать на жизнь любимым делом — например, в тренерской должности. Получить профессию можно как в адаптивном спорте, так и в обычных дисциплинах, где могут участвовать люди с ОВЗ.
Обычные кружки и секции — тоже вариант
У ребенка с инвалидностью нет никаких законодательных препятствий к тому, чтобы посещать обычный кружок по футболу, секцию дартса или ходить в бассейн по месту жительства, куда ходят все другие дети. Для этого достаточно изъявить такое желание, получить справку от врача об отсутствии противопоказаний и преодолеть стереотипы в головах у некоторых взрослых. Это реальный шаг к построению инклюзивного общества и включению в него людей с особенностями развития.
«Практика показывает, что дети изначально свободны от стереотипов в отношении инвалидности, а возникнут они или нет, зависит от родителей, — отмечает Ольга Котова. — Если мама с папой говорят: „Не смотри на него, не подходи к нему“, у ребенка возникает ощущение тревоги и опасности. Но если дети увлечены общением между собой, то они не замечают отличий. У них нет желания отвести взгляд, например, от собеседника в коляске — они воспринимают его как человека, который просто передвигается иным способом».
Какие документы могут потребоваться
Список документов, необходимых для зачисления ребенка с ОВЗ в спортивно-оздоровительные секции, может быть разным, однако чаще всего в него входят:
- копия свидетельства о рождении (или паспорта РФ для подростков старше 14 лет);
- копия справки МСЭ;
- копия полиса ОМС;
- справка от врача об отсутствии противопоказаний для занятий в выбранной секции, действующая на момент подачи заявления (как правило, в ней указывают даты начала и окончания срока действия).
09:23