Жажда риска в подростковом возрасте — что предпринять?
Подростковый возраст имеет массу своих особенностей, одна из которых – жажда риска. Психологи потратили много сил на изучение данного феномена, но к общему знаменателю до сих пор не пришли.
Существует несколько взглядов на природу рискованного поведения в подростковом возрасте:
- Риск как создание искусственного смысла жизни. Часто человек, впервые прыгнувший с парашютом, говорит: «Вот ради этого стоило жить!», то есть экстрим и риск в какой-то момент имеют для него наибольшее значение. Подростки заняты исключительно поиском смысла жизни через призму нового чувственного опыта, и рискованное поведение вписывается в картину миру тинейджера.
- Риск как вариант аутоагрессивного поведения. Порой злость, ненависть и раздражение ребенка направлены на себя — это нанесение порезов, зависимое поведение, а также экстремальные увлечения. Для подростков характерно такое поведение, причем необязательно речь идет о физической стороне – это может быть причинение себе вреда в психической сфере. Например, тинейджер регулярно намеренно создает ситуации, в которых испытывает страх и ужас.
Подростковая нетерпимость и внутренний конфликт не всегда бывают явными, иногда они маскируются за деструктивной деятельностью, аутоагрессией, зависимостью. Подростку грань между жизнью и смертью еще не кажется такой явной, как зрелому человеку, поэтому в некоторых случаях экстремальные увлечения тинейджеров можно рассматривать как стремление к саморазрушению. Поступки на грани фола зачастую становятся попыткой сбросить эмоциональный груз, однако экстрим не лечит депрессию, а только усугубляет ее.
- Риск как естественное поведение человека. Подростки экспериментируют и стараются максимально раздвинуть границы допустимого, тем самым получая новый опыт. Рискованное поведение во многом помогает не только получить его, но и поднять самооценку. В данном случае можно рассматривать риск как постоянный вызов себе.
Безусловно, большинство родителей сильно переживают за жизнь и здоровье своих детей, особенно с появлением у них экстремальных увлечений. А дальше возникает вопрос: что делать: запрещать или разрешать? Ответ на этот вопрос зависит от ситуации в целом, единого не существует.
При выборе стратегии необходимо отталкиваться от того, что именно движет тинейджером, ежедневно идущим на риск. Чтобы найти ответы на эти вопросы, необходимо поговорить с ребенком. Чем ближе и доверительнее отношения смогли построить родители со своим чадом, тем более искренний ответ они получат. Иногда для большей ясности ситуации нужно подключить психолога. Специалист посредством диалога сможет выяснить у подростка, чем его привлекло это рискованное увлечение.
Если выяснится, что экстрим для тинейджера – это нечто деструктивное и саморазрушающее, то ему потребуется психологическая помощь. Более того, к психологу необходимо обратиться и родителям, чтобы подобрать наиболее правильную и безопасную стратегию поведения: когда-то нужно резко запретить все увлечения, когда-то – дать подростку время, чтобы он сам принял это решение.
Если же рискованное поведение вызвано поиском смысла жизни, тягой к новому чувственному опыту или дело исключительно в компании и друзьях, с которыми не хочется расставаться, то задача родителя – подобрать подростку максимально безопасный способ испытывать страх и получать необходимую дозу адреналина.
В целом нет ничего плохого в преодолении страхов и комплексов, а также в кайфе от экстрима. Но необходимо трезво оценивать свои возможности и выбирать безопасные увлечения, чтобы остаться живым и здоровым — это необходимо усвоить ребенку. Социально приемлемых и одобряемых обществом способов преодоления своего страха существует великое множество. Отталкиваясь от индивидуальных особенностей ребенка и его увлечений, можно придумать массу безопасных развлечений: полоса препятствий, поездки на квадроциклах, конный спорт, занятия по паркуру, акробатике, скалолазание, единоборства, квесты, пейнтбол. Но к этому надо готовиться, и в первую очередь технически, чтобы знать опасную черту, за которой уже не будет прежней жизни.