Группы детей с ОВЗ и варианты их обучения
Обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в последнее время уделяется все больше внимания. Сегодня многие родители особых детей стараются не ограждать от внешнего мира своего ребенка, а, наоборот, приобщать его как можно раньше к такой же жизни, какую ведут его ровесники. В Российской Федерации право на получение образования имеют абсолютно все жители страны.
Дети с особенностями развития могут обучаться в любых учебных заведениях по специальному плану занятий, разрабатываемому специалистами, и при создании особых условий. Классификация детей с ОВЗ ориентирована на процесс обучения и рассматривает особенности их развития с этой точки зрения. С помощью образовательной и коррекционно-воспитательной работы учебных заведений возможно преодолеть многие нарушения, вызванные проблемами со здоровьем.
Группы детей с ОВЗ
Детям с ОВЗ для получения качественного доступного образования необходимо создать специальные условия (Закон об образовании Российской Федерации).
Специалисты выделяют несколько групп детей с ОВЗ (ст. 79 ФЗ-273):
- Нарушение зрения. Незрячие или слабовидящие дети.
- Нарушение слухового аппарата. Глухие, слабослышащие дети, а также дети с речевыми проблемами и нарушением вестибулярного аппарата.
- Задержка психического развития. Дети с интеллектуальной недостаточностью, стойким и длительным состоянием эмоциональной незрелости, а также с замедленным темпом формирования стандартных психических функций.
- Нарушение интеллектуального развития. Дети с органическим поражением головного мозга и выявленной умственной отсталостью.
- Тяжелые нарушения речи. Дети с любыми сложными нарушениями коммуникативных функций, приводящими к неспособности усвоения речи, трудности в ее распознании, к невозможности чтения или заиканию. Также специалисты относят к тяжелым нарушениям речи различные отклонения на психофизическом уровне.
- Проблемы с опорно-двигательной системой. Дети с нарушением работы ЦНС, ДЦП, поражением различных участков головного мозга, отвечающих за движение.
- Расстройства общения или поведения. Дети с психологическими особенностями: расстройства аутистического спектра, сложности общения со сверстниками, гиперактивность или недостаток внимания.
- Комплексные нарушения. Комплексным называют сочетание двух и более расстройств или нарушений развития у ребенка.
Формы обучения детей с ОВЗ
Существуют разные варианты форм образования детей с ОВЗ (п. 27 статьи 2, часть 4 статьи 79 ФЗ-273). Они направлены на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся на всех уровнях общего и профессионального образования.
В школе или дома?
Очная — имеет право на нелинейное расписание (чередование уроков и коррекционных занятий в первой половине дня); может иметь дополнительный выходной день, каникулы.
Очно-заочная — распределение часовой нагрузки между очными организационными формами (уроками, занятиями) и заочными (работа с использованием современных сетевых образовательных ресурсов).
Заочная — дистанционное образование; надомное обучение (полный учебный план) — требуется заявление родителей, подтвержденное решением врачебной комиссии.
При надомной форме обучения в соответствии с Приказом Минобрнауки России (от 2 сентября 2013 г. № 1035) учебная нагрузка определяется индивидуально. Максимальная нагрузка составляет от 21 часа в 1 классе до 37 часов в 11 классе.
Для получения качественного образования для обучающихся на дому предусмотрена сетевая форма реализации образовательных программ и различные формы обучения (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение части уроков в школе).
Отдельно от других детей или вместе с ними?
С учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей дети с ОВЗ могут обучаться:
- в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (например, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (СКОУ));
- в отдельных классах, группах (например, в коррекционных или ресурсных классах общеобразовательных организаций);
- совместно с другими обучающимися (в условиях инклюзии).
Выбирают образовательную организацию (ст. 44 ФЗ-273) родители или законные представители, которые решают, где обучать ребенка с ОВЗ — в общеобразовательной специальной (коррекционной) школе, коррекционном классе или инклюзивно в общеобразовательной школе. Родители также могут выбрать семейное обучение, то есть не в образовательной организации.
В коррекционную школу или коррекционный класс ребенка могут зачислить только по заявлению родителя и только при наличии рекомендации ПМПК на обучение по адаптированной программе.
В приеме в образовательную организацию может быть отказано только при отсутствии в ней свободных мест. Исключением являются случаи, когда при приеме в организацию установлены особые требования (творческие или интеллектуальные испытания при конкурсном отборе, требования к состоянию здоровья) (ст. 67 ФЗ-273).