Как играть с малышом, имеющим нарушение слуха
Игра для ребенка — источник умственного и речевого развития. Развивающие игры помогают малышу усваивать знания, приобретать навыки и формировать представления об окружающем мире. Для ребенка с нарушенным слухом игры имеют еще большее значение: подобные занятия позволяют преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха, недоразвитием речи и словесного общения.
Игра обучает и ребенка, и родителя
Огромная роль в воспитании и развитии ребенка с нарушением слуха принадлежит семье. Для такого ребенка главными учителями становятся его родители. С глухими и слабослышащими детьми раннего возраста необходимо проводить разнообразные игры-занятия, направленные на их физическое и общее психическое развитие: игры по развитию основных движений, игры с сюжетными игрушками, игры-занятия со строительным материалом, игры с дидактическими игрушками, с предметами-орудиями и др.
Подобные занятия очень важны не только для ребенка, но и для его родителей. Важно помнить, что главное в проведении такой игры — это прежде всего эмоциональное взаимодействие и подражание ребенка взрослому, а не речевое общение между ними.
Взрослый, играя с малышом, учит его и сам учится «подстраиваться» под него, доходчиво объяснять задания, поддерживать внимание и интерес ребенка. Эмоциональное взаимодействие во время игр-упражнений создает наиболее благоприятные условия и для формирования у малыша понимания речи, и для появления слов и фраз.
Особенности игр-занятий для детей с нарушениями слуха
Следующие игры подойдут для занятий с детьми, пользующимися индивидуальными слуховыми аппаратами.
- Во время игры и упражнений взрослому всегда нужно показывать и называть предметы и игрушки, которыми он действует: например, кукла здоровается, ходит; зайка прыгает, ест морковку. Затем следует предлагать малышу воспроизвести это действие и «озвучить» его. При этом предметы и действия необходимо сопровождать звукоподражаниями (ав-ав, тпру, мяу, ква-ква, пи-пи и т. д.), лепетными словами (ляля, утя и т. д.) и полными словами (иди, кубики, мяч, зайка, мишка).
- Например, взрослый демонстрирует, как идет мишка — медленно, большими шагами, и сопровождает свои действия речью, используя при этом естественные жесты: «Мишка идет — топ-топ». После показа игрового действия взрослый предлагает малышу показать, как идет мишка, побуждая при этом повторить фразу так, как ребенок может.
- Речь взрослого должна быть естественной, эмоционально окрашенной, сопровождающейся естественными мимикой лица и жестами. Речь не должна быть многословной: нужно использовать в одинаковых ситуациях одни и те же выражения — так ребенок научится быстрее их понимать. Следует поощрять и специально учить малыша пользоваться разнообразными естественными жестами (дай, нет, там, тут, привет, пока, большой, маленький и т. д.), использовать выразительные позы (вопроса, осуждения, восторга и т. п.).
- Ребенка необходимо постоянно побуждать повторять звукоподражания, лепетные и полные слова, фразы (как он может), поощрять каждую попытку воспроизвести слова. Но нельзя настаивать. Постепенно в процессе многократного восприятия речи и высказываний он начнет и сам пользоваться этими словами и фразами.
- При проведении совместных занятий важно использовать все возможности развития слуха малыша, расширять его представления о звуках окружающего мира. Для этого нужно стараться озвучивать любые производимые действия. Так, перед появлением игрушки — куклы, зайки, мишки — взрослый обращает внимание на стук, шум за дверью, спрашивает его: «Что там? Давай посмотрим!» Чтобы разбудить «спящую куклу», взрослый показывает ребенку будильник и включает его два-три раза, предлагает малышу послушать, как он звучит. Наконец, на третий раз взрослый демонстрирует, как от звонка будильника кукла просыпается, он говорит: «Вставай, Ляля! Иди к нам!» Перед тем как построить башню или дорожку, взрослый стучит деревянными кубиками друг о друга и просит ребенка самостоятельно воспроизвести этот звук и т. п.
Цели и задачи игр-занятий
Каждый вид игр имеет свою особую задачу. Например, основной задачей занятий по развитию движений является овладение ребенком тем или иным движением (ходьбой, ползанием, катанием и т. д.), а не речью. Поэтому, пока малыш им не овладеет (например, ходьбой в прямом направлении, ползанием на четвереньках и т. п.), взрослый постоянно дает словесную инструкцию, называет выполняемые действия, предметы, поощряет ребенка. По мере усвоения определенного навыка, когда выполнение упражнения или действия не будет вызывать затруднения у малыша, следует в большей степени активизировать и его самостоятельную речь.
В течение дня с малышом нужно проводить несколько игр-занятий, длительность которых зависит от возраста ребенка. Например, с ребенком до полутора лет — 8–10 минут, с ребенком старше полутора лет — 12–15 минут.
К каждой игре нужно тщательно готовиться: представить цель игры, продумать речевой материал, подобрать игрушки, предметы.
В зависимости от цели игры ее можно провести, сидя на полу (на ковре), на диване, перед зеркалом, на прогулке. С полутора лет игры-занятия проводятся и за столом.
Переходя к новым играм, не следует забывать о проводившихся ранее. Необходимо повторять одни и те же упражнения и игры. Это доставляет удовольствие малышу, поддерживает у него интерес к занятиям, развивает его активность и уверенность в своих силах.
Приступая к совместным занятиям, важно помнить, что они принесут пользу малышу, только если будут проводиться интересно и весело, доставлять ему удовольствие и радость. Чаще поощряйте, хвалите и подбадривайте ребенка. Какие бы конкретные задачи вы ни ставили перед малышом, будь то научить его катать мяч, собирать пирамиду, кормить куклу и т. п., помните, что в любой из них заключен большой воспитательный и нравственный смысл.
В процессе совместных игр-занятий у ребенка с нарушением слуха развиваются интерес к учению, любознательность, умение сосредоточенно работать, радоваться успехам, преодолевать трудности, формируются культурные нормы поведения в обществе.