“Хочу взять ребенка”: основные трудности усыновления
Усыновление становится популярным, хотя и не массовым поступком. Про возможность принять в семью ребенка из детского дома много пишут в СМИ, в интернете мы видим родительские сообщества и сайты, развиваются школы приемных родителей. Тот, кто решается на подобный шаг, должен найти ответы на множество вопросов. С чего начать? Как подготовиться? К кому обратиться за помощью?
Главные трудности, связанные с усыновлением, не имеют отношения к благосостоянию и составу семьи, жилищным условиям или профессии родителя. Они касаются исключительно внутреннего настроя усыновителя, морального и психического резерва его личности.
Родители не отдают себе отчет в собственных мотивах
Прежде всего нужно разобраться в себе. Важно понять, что послужило отправной точкой в принятии решения позаботиться о чужом ребенке, осознать причины, которые вами движут. Мотивы этого решения могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивные — это когда есть желание дарить любовь и заботу; быть нужными, любимыми; делать добро; принимать ребенка таким, какой он есть; наслаждаться дарами и принимать трудности родительства. А деструктивные — это страх одиночества, внутренняя пустота, которую необходимо чем-то заполнить; желание заменить приемным малышом собственного умершего ребенка или другого потерянного близкого человека; попытка сохранить распадающийся брак; усыновление из жалости; стремление доставить удовольствие супругу, который хочет взять ребенка; желание «спасти» ребенка и рассказать об этом всему миру.
Если конструктивные мотивы обычно осознаны и о них открыто говорят, то деструктивные часто бывают скрытыми, неосознанными. Поэтому важно, чтобы будущие усыновители перед принятием решения постарались честно признаться себе в том, какие именно мотивы ими движут.
Деструктивные мотивы ведут к нереалистичным ожиданиям и завышенным требованиям к ребенку, осложняют жизнь и ему, и его усыновителям. Если при принятии решения наибольшей силой обладают именно деструктивные мотивы, есть большой риск пожалеть о сделанном выборе. Часто в этом случае родители возвращают ребенка, не оправдавшего ожидания, которые он не должен был и не был способен оправдать.
Наилучший путь — это работа с психологом, который специализируется на проблемах усыновления и адаптации семей, еще до того, как вы примете окончательное решение, хотите ли вы усыновить малыша.
Их пугает общение с официальными инстанциями
Одной из психологических проблем является представление о том, что государство создает препятствия для усыновления, осложняет процесс, устраивая волокиту с документами. Существует предубеждение против органов опеки и судов: многие считают, что там работают недобрые люди, которые отговаривают от усыновления, рассказывая о том, что все дети в детских домах больные, или сомневаются в чистоте помыслов будущих усыновителей.
Конечно, такое общение не по нраву многим будущим усыновителям. Но можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны. Отчасти этот стиль и даже некоторые «проверки» со стороны чиновников оправданы. Они отвечают за то, чтобы ребенок попал в семью со зрелыми мотивами усыновления, чтобы малышу не была нанесена травма возможным возвратом из-за неподготовленности семьи.
И семья, и представители органов опеки имеют одну и ту же цель — благополучие ребенка, но идут к ней разными дорогами. Если у вас возникло желание усыновить ребенка, но вы пока не обладаете решимостью, лучше не переходить к активным действиям. Почитайте информацию на тематических сайтах, поучаствуйте в обсуждении, проверьте свою готовность. Если вы уверены в своем решении, можно идти на встречу в опеку.
Не стоит жаловаться на многочисленность документов и процедур, предшествующих усыновлению. Время, отведенное на сбор документов, а также время от момента, когда вы определились с ребенком, до решения суда, необходимо для того, чтобы усыновители еще и еще раз проверили свою готовность взять ребенка в семью. Если бы семьи знали, сколько пар сходит с дистанции на этом этапе, они бы не осуждали ни строгих чиновников опеки, ни трудности процедуры оформления.
Усыновленные дети не соответствуют нормам и ожиданиям
Часто дети с печальной историей не ощущают свою самодостаточность. У них нет изначальной детской уверенности в законности своего существования в этом мире. Ощущение, что ты имеешь право быть в мире, — одно из первых, которое передается с родительской любовью. Оно выражается не в словах и не осознается, но влияет на все, что будет потом. Дети, не получившие его, все время как бы пытаются заслужить право жить.
Вторая очень типичная особенность — это реакция на трудности, недовольство, отказ. Здоровая реакция на неприятности формируется примерно с 1 до 3 лет. Родитель утешает малыша, поддерживает, предлагает помощь и тем самым работает как восстановитель. Так повторяется тысячу раз, и тем самым у ребенка возникает модель того, как быть при при столкновении с трудностями. Здоровых реакций две: либо пытаться победить там, где возможно, либо поплакать и смириться, если совсем не получается.
Дети, которые травмированы воспитанием в казенном учреждении, впадают в ступор при столкновении даже с намеком на невозможность удовлетворить свои желания. Вместо того чтобы поплакать — агрессия, скандал, истерика. Вместо желания победы и преодоления — качание прав.
Умение справляться с неудачами и крушением планов — очень важное свойство человека, и дается это умение вместе с родительской заботой и любовью. Детдомовский ребенок этого умения лишен. Он привык к правилам детского дома и автоматически переносит их в свою новую жизнь.
Такие дети совершенно иначе реагируют на взрослых, нежели «домашние». Они будут изо всех сил стараться обратить на себя внимание — стоять на ушах, драться, кусаться, грубить. Этот ребенок пока не такой, как все, он еще не имеет представления о самых элементарных вещах. Не потому, что плохой, просто его никто этому не учил.
Да, вероятно, мы сможем вырастить из глубоко травмированного существа хорошего человека, радость и гордость семьи, но заранее предсказать, каких усилий это потребует — невозможно. Чем младше младенец на момент усыновления, тем выше вероятность, что усыновивших его родителей он будет воспринимать как родных. Чем раньше сирота попал в Дом ребенка, чем больше времени провел в детских домах, тем выше вероятность деформаций психики и нарушений привязанности. Это нужно учитывать, чтобы рассчитать свои силы, но из любых правил бывают исключения — слушайте свое сердце.
Семья не готова к периоду адаптации
Что ждет семью, когда ребенок перешагнет порог своего нового дома? В этот момент начнется период адаптации, который обычно длится не меньше года.
Ребенок не умеет жить так, как мы привыкли. Он не знает, как нужно общаться с близкими, он не привык слушаться, не может понять элементарных бытовых вещей. Чтобы адаптация прошла успешно, нужно сохранять уверенность в том, что время на вашей стороне.
Ребенок, который воспитывался в детском доме, — особенный. За его пока недолгую жизнь ему пришлось пережить очень многое. Поэтому с таким ребенком нужно прежде всего общаться на равных. Не жалеть его, не сюсюкать, не кричать, а воспринимать как личность. Полезно узнать, в какой атмосфере он рос в детском доме, как обращались с ним воспитатели. Ну и, конечно, понимать, что в семье жизнь ребенка радикально меняется, и он не сразу может привыкнуть к новым условиям.
Адаптация — это процесс двунаправленный. Ребенок входит в семью и пытается привыкнуть к ней, а семья приспосабливается к новому человеку. Этот период — самый сложный в усыновлении. Чем младше ребенок, тем быстрее и легче проходит адаптация. Дети постарше или с тяжелым прошлым могут привыкать к семье до двух лет.
Трудности адаптационного периода часто связаны с тем, что семья не готова к воспитанию детдомовского, то есть «трудного» ребенка. Потрясения, которые пережил ребенок, проявляются в различных невротических реакциях. Это могут быть всевозможные страхи, ночные кошмары, тик, энурез, заикание. Но его психологическая травма со временем перестанет быть такой острой благодаря чуткому отношению.
Пострадавшие дети бывают слезливыми, агрессивными или замыкаются в себе. Когда взрослые понимают, что происходит с ребенком, по-доброму к нему относятся, интересуются внутренним миром, окружают любовью и заботой, создают ему атмосферу защищенности, дают ему почувствовать, что от него не откажутся, не выгонят, не вернут в детдом — ребенок «выздоравливает» и «оттаивает». Но трудности реальных отношений могут разрушить образ «сбывшейся мечты» — а это трудно для ребенка и может вызвать протест. В результате возникают конфликты, которые являются естественной частью приспособления семьи и ребенка друг к другу.
Очень важно принимать приемного ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть самим собой. Если вы полюбите ребенка просто за то, что он есть, то постепенно, при наличии терпения, все сложности останутся позади. К ребенку приходит осознание того, чему он просто боялся поверить: он нужен, у него есть семья.
Родителям не хватает специальных знаний
Чтобы справиться с трудностями, нужно понимать, с чем мы имеем дело и как действовать в каждом случае. Но это не врожденное знание, не обычное житейское, этому специально надо учиться. Нельзя уповать исключительно на ласку и заботу, добрые книжки и интуицию. Всего этого оказывается недостаточно, потому что у ребенка был тяжелый опыт, который иногда мы даже не можем себе представить.
Образ кроткой сиротки, со слезами на глазах принимающей заботу благодетелей — такой же миф, как и прирожденная испорченность детей-отказников.
Очень важно, чтобы с потенциальным усыновителем поработали профессионалы — не тогда, когда он уже взял ребенка, а когда еще только задумался, брать или не брать. Для подготовки к этому шагу существует Школа приемных родителей. Ее задача — помочь будущему родителю разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свои психологические ресурсы, подготовиться морально и практически, дать системные знания, необходимые для успешного усыновления или удочерения.
Даже если рядом с вами нет такой школы, вы всегда сможете найти и послушать лекции специалистов онлайн. Если уж вы решились на такой серьезный шаг, не ленитесь добывать нужную вам информацию любыми путями: из книг, статей и публикаций на эту тему, в органах опеки, в детских домах, в ШПР.
Существуют разные способы и формы заботы о детях, оставшихся без попечения родителей: усыновление, приемная и патронатная семья, опека и попечительство. Какой бы путь вы ни избрали, с психологическими проблемами все равно придется столкнуться. Но основательная подготовка, общение со специалистами и опытными приемными родителями и усыновителями помогают если не избежать трудностей, то знать о них заранее и вовремя получить поддержку.