Самые распространенные нарушения развития в раннем возрасте
В первые годы жизни определить, есть ли у ребенка нарушения в развитии, бывает особенно сложно. Ведь разные нарушения могут в это время проявляться похожим образом. И все-таки важно разобраться: чем раньше будет поставлен диагноз, тем больше шансов на коррекцию состояния ребенка.
Соматические болезни и нарушения психического развития
Нарушения развития в раннем возрасте можно разделить на две большие группы. Первая из них — соматические. Это могут быть болезни сердца и сосудов, дыхательной системы, печени, почек, желудочно-кишечного тракта, наследственные генетические заболевания, органические поражения нервной системы, инфекции и спровоцированные ими поражения внутренних органов, эндокринные заболевания.
Вторая группа — нарушения психического развития. Сюда входят замедленный темп формирования психических функций, нарушения в умственной и познавательной деятельности, а также особенности формирования личностной сферы.
Во многих случаях нарушения в развитии становятся заметны уже в младенческом и раннем возрасте: например, при таких врожденных заболеваниях, как микроцефалия (уменьшение частей черепа и мозга, которое приводит к умственной отсталости), синдром Дауна, «заячья губа» (расхождение верхней губы) и «волчья пасть» (расщепление верхнего неба).
Но не всегда родители могут своевременно заметить нарушения в психическом развитии или другие патологии. Например, нарушения слуха — малыш физически развивается в соответствии со всеми возрастными показателями, но при этом демонстрирует отставание или своеобразие в формировании зрительного восприятия, внимания, двигательных функций, речи.
Внимательные родители могут заметить такие изменения к годовалому возрасту или позже. При этом специалисты (сурдопедагог, врач-сурдолог) видят проблемы в развитии ребенка уже с первых месяцев жизни и готовы поставить точный диагноз, чтобы начать работать с таким ребенком.
Конечно, в младенческом и раннем возрасте разобраться бывает довольно трудно. Это связано с тем, что одни и те же симптомы или особенности поведения могут быть вызваны разными причинами. Кроме того, в этом возрасте нервная система ребенка пластична, поэтому при нарушениях формируются механизмы, с помощью которых организм ребенка преодолевает (компенсирует) вызванные нарушениями трудности. Например, слабослышащий ребенок будет максимально использовать для познания окружающего мира зрение, а при взаимодействии с окружающими ориентироваться на выражение лица и жесты.
Соматические нарушения более заметны и легче поддаются диагностике во время приема у врача, а нарушения психического развития вполне могут заметить и родители — ведь они больше всех проводят время с ребенком и могут отметить особенности в его поведении.
В медицинской литературе выделяют три группы наиболее распространенных нарушений, связанные с симптомами болезней. Это невропатия, аутичные и гипердинамические расстройства.
Ранняя детская невропатия
Это нарушение называют также синдромом ранней детской нервности, врожденной нервности, эндогенной нервности, нервным дизонтогенезем. Он может проявиться в возрасте от рождения до 3-5 лет примерно у 0,6% детей. Эта патология наиболее распространена у жителей больших городов, первенцев и «поздних» детей. Симптомы — повышенная чувствительность (к боли, свету, звукам), раздражительность и возбудимость, частые капризы, неустойчивое настроение с резкими перепадами от хорошего к плохому, быстрая истощаемость, пугливость. Также у детей отмечаются нарушения сна и аппетита, срыгивание, рвота, запоры, обмороки.
Различают несколько видов детской нервности: органическую (с рождения проявляются нарушения сна, пищеварения, раздражительность); конституциональную (с трех месяцев и позже появляются повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, перепады настроения) и смешанную (до года проявляются симптомы органической детской нервности, позднее — конституциональной).
Аутичные расстройства
К ним относятся дезинтегративное расстройство детского возраста, синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с умственной отсталостью и стереотипными движениями. Самые распространенные симптомы таких состояний — отсутствие потребности в контакте с окружающими и эмоциональное безразличие к близким.
Проявления аутичных расстройств могут быть заметны уже в младенческом возрасте. Так, ребенок не реагирует на приближение близких людей и попытки поиграть с ним, не отвечает на улыбку, может плохо реагировать на прикосновения, неадекватно воспринимать новые раздражители, повторять однообразные движения. У такого ребенка поздно появляются (а иногда отсутствуют) гуление и лепет, звукоподражание, он слабо реагирует на обращение к нему взрослых.
Помочь определить расстройство аутистического спектра могут также другие особенности поведения: однообразные манипуляции с предметами вместо игр (например, ребенок способен долго и сосредоточенно выкладывать в ряд кубики, детали конструктора), неповоротливость и трудности в координации движений, повышенная пугливость и страх в ответ на негромкие звуки и неяркий свет, цветовая избирательность (например, принимает пищу только белого цвета или наотрез отказывается надевать одежду некоторых цветов, быстрое пресыщение общением, «застревание» на негативных впечатлениях, особенности речи (повторение слов без понимания их значения).
Более очевидными симптомы аутизма становятся к двум-трем годам. Ранний детский аутизм (2-4 случая на 10 тысяч детей) отмечается такими проявлениями, как замкнутость, стереотипность поведения, страх новизны и болезненная привязанность к порядку, однообразное поведение и стереотипные движения.
Гипердинамические расстройства
Эти поведенческие расстройства развития встречаются у детей в возрасте от полутора до 15 лет, причем чаще у мальчиков. Их причиной может быть минимальная мозговая дисфункция, вызванная травмой головного мозга в дородовой период (например, внутриутробная гипоксия плода), во время тяжелых родов, или уже после рождения (травмы головы), наследственными причинами или воздействием неблагоприятных экологических факторов.
Гипердинамические расстройства проявляются двигательной расторможенностью. Например, дети младенческого возраста постоянно «выпутываются» из пеленок, быстро «перебирают» игрушки (хватает одну и тут же бросает, берет другую — снова бросает), часто плачут, у них нарушен сон. Как правило, такие дети начинают раньше сверстников садиться, ползать, ходить, а чаще — сразу бегать, говорят очень быстро и неразборчиво.
В раннем возрасте, когда малыш начинает активно передвигаться, возможны частые травмы, он может убежать на улице. Такому ребенку трудно обобщить собственный опыт: например, если он упал с горки или качели, то не задумываясь лезет туда снова. Часто такие дети могут иметь проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, связанные с импульсивностью и вспыльчивостью. Среди других симптомов — нарушения внимания, беспорядочная деятельность, быстрое переутомление и раздражительность.
Поставить точный диагноз и назначить лечение при расстройствах психического развития может невролог или детский психиатр.