Аутизм: первые признаки
Расстройства аутистического спектра (РАС) влияют на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение. У человека с РАС могут появляться сужение интересов, нарушения коммуникации и речевых способностей.
Всемирная организация здравоохранения приводит ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по поводу РАС (ВОЗ, 2016).
Что такое аутизм
Расстройства аутистического спектра — это группа сложных расстройств развития мозга. Зонтичный термин охватывает такие состояния, как аутизм и синдром Аспергера. Для таких расстройств характерны трудности социального взаимодействия и коммуникации, а также ограниченный и повторяющийся круг интересов и занятий.
Насколько широко распространен аутизм
Считается, что один ребенок из 160 детей имеет какое-либо расстройство аутистического спектра. Это усредненная оценка, которая варьируется в разных исследованиях. По некоторым недавним оценкам, показатели значительно выше.
Всегда ли люди с аутизмом страдают от умственной отсталости
Уровень умственной деятельности у людей с РАС варьирует в чрезвычайно широких пределах — от тяжелого нарушения функций до превосходных невербальных когнитивных навыков. Около 50% людей с РАС страдают также от умственной отсталости.
Насколько рано можно распознать аутизм у ребенка?
Распознать расстройство аутистического спектра у детей до 12 месяцев сложно, но в возрасте двух лет диагностирование обычно возможно. Характерны задержка или временный регресс в развитии речи и социальных навыков и повторяющиеся стереотипные модели поведения (стереотипии — эпизоды бесцельно повторяющихся действий, движений, слов или отдельных звуков).
Существуют несколько признаков, которые могут свидетельствовать о РАС. Близкие люди должны обратиться к специалистам, если:
- ребенок не улыбается, не проявляет радости в возрасте 6 месяцев и более;
- не повторяет за взрослыми звуки, не улыбается в ответ на улыбку;
- у него нет эмоциональной мимики в возрасте от 9 месяцев;
- нет лепета в возрасте 12 месяцев;
- нет обычных жестов: не показывает на что-то пальцем, не тянет руку, чтобы дотянуться или помахать на прощание, в возрасте 12 месяцев.
- нет никаких слов в возрасте 16 месяцев.
- нет осмысленных фраз из двух слов (без подражания или повторения) в возрасте 24 месяцев.
- нет реакции на обращение по имени в возрасте 10 месяцев.
- были, но «пропали» речь (или лепет) или социальные навыки в любом возрасте.
Как развиваются дети с РАС
Характерные особенности поведения малыша при угрозе формирования синдрома детского аутизма можно обнаружить, если ребенок пытается дозировать эмоциональный контакт, не проявляет активность и инициативу в непосредственном общении.
Слабый эмоциональный контакт
У такого ребенка бывает недостаточно развернут и выражен «комплекс оживления», он не исследует материнское лицо, не имитирует его выражение, не ловит, не отслеживает и не предвосхищает взгляд и эмоциональную реакцию взрослого.
Малыш редко адресует взрослому вокализации (различные звуки), направленный взгляд, а затем указательные жесты и первые вербальные обращения. Ребенок не стремится поделиться с близкими своим удовольствием и другими ощущениями. Он не всегда или слабо откликается на обращение, эмоциональную оценку взрослого.
Таким детям тяжело дается физическое расставание с матерью. Именно в это время становится особенно заметным, что ребенок «не слышит» обращения, не реагирует на собственное имя, не ощущает реальную опасность.
Особенности деятельности и речи
В период от полутора до двух с половиной лет малышу становится сложнее направлять и удерживать внимание на задаче его деятельности в данный момент. У него не развиваются подражание и исследовательская активность, не усложняются манипуляции с игрушками.
Становятся все более выраженными отставание и своеобразие речевого развития, не направленного на коммуникацию; закрепляются характерные стереотипные движения и действия с предметами.
Появляются и усиливаются тревожность, страхи, дискомфортные состояния, все более заметны трудности принятия всего нового; при этом малыш часто не может пожаловаться, принять помощь близких.
Сложности адаптации
О нарушениях в развитии способности к адаптации можно судить по ранней фиксации механических средств аутостимуляции (самораздражения, двигательных разрядов и стереотипной манипуляции предметами), которые и в дальнейшем используются ребенком как для уменьшения дискомфорта, так и для возможности пережить сильное позитивное впечатление.
Такая особая сосредоточенность ребенка на избирательных сенсорных впечатлениях начинает мешать развитию ориентации на близкого человека, и без того исходно слабой.
Как проявляются РАС
Проблемы с социальным взаимодействием. Ребенок избегает смотреть в глаза, не умеет показать, что ему нужно (отсутствует указательный жест, вместо него используется рука взрослого), не хочет делиться, не приветствует знакомых, не участвует в коллективных играх.
Однообразные, повторяющиеся интересы, поведение, ритуалы. Если идти в магазин, то одной дорогой. Истерика при попытке сменить маршрут.
Игры неигровыми предметами (например, между куклой и ключами выбирает ключи). Однотипные «упорядочивающие» игры: расстановка предметов по размеру, цвету.
Главенствующая тема интересов. Допустим, это поезда. Тогда школьник будет знать мельчайшие детали про их строение и работу, не умея при этом удержать в голове базовую информацию о мире (например, страна проживания, профессия папы).
Нарушения в общении. Ребенок мало разговаривает, не пытается заговорить со сверстниками на площадке. В школе не отвечает на вопрос учителя, даже если знает ответ, или отделывается односложным «угу». Испытывает сильный дискомфорт при необходимости ответить на звонок, позвонить, задать вопрос продавцу в супермаркете.
Другие признаки
- Эхолалия (бессмысленное повторение слов за собеседником).
- Снижение чувствительности к боли.
- Стереотипии (регулярно повторяющиеся движения, звуки).
- Самостимуляция в различных формах: накручивание волос на палец, кусание себя, выкрики, ковыряние в носу, верчение брелока.
- Самоповреждение; снижение чувства самосохранения; невозможность понимать социальные сигналы.
- Непонимание переносного смысла, иронии, намеков.
- Невозможность изменять свое поведение в зависимости от ситуации.
- Избирательность в еде, проблемы с приемом пищи.
- Сложности с засыпанием.
- Приступы агрессии, гнева.
- Гиперактивность. Снижение концентрации.
- Неумение проявить эмпатию, понять чувства другого человека по тону, выражению лица, позе.