Язык инклюзии: как общаться с особыми детьми

Наш способ коммуникации, выбор слов и тем для разговора отражают наше отношение к собеседнику. Это верно и по отношению к детям с особенностями. Понимание трудностей другого и навык бережного и уверенного общения позволяют проявить уважение к ребенку (и взрослому) с инвалидностью и наладить хороший контакт.

Принципиальных различий в том, как общаться с людьми разных возрастов с инвалидностью, нет. Зато есть универсальные правила инклюзивного этикета, созданные людьми с инвалидностью, — они помогут избежать неловких ситуаций в общении. В первую очередь они касаются терминов. Лучше избегать деления на «здоровых детей» и «детей-инвалидов» — корректнее говорить о «ребенке с инвалидностью» и «ребенке без инвалидности». Это общее правило касается всех людей с особенностями: сначала человек, потом диагноз.

«В мире есть два основных подхода к пониманию инвалидности: медицинский и социальный, — объясняет Мария Назукина, эксперт по инклюзивному образованию Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива». — Долгое время в нашей стране был распространен медицинский взгляд — отсюда привычное многим деление на „инвалидов“ и „здоровых“. Между тем такой ярлык (как и многие другие, с самого детства сопровождающие людей с особенностями) закрепляет стереотипное представление о неполноценности людей с инвалидностью и может быть воспринят негативно. Сегодня все более распространен подход, в котором инвалидность — это не медицинский диагноз, а социальное явление».

 

Как общаться с детьми с аутизмом и синдромом Дауна

Часто, встречая ребенка с инвалидностью, мы говорим о нем в третьем лице и обращаемся к сопровождающему взрослому: «Можно дать ему яблоко?», «А она у вас умеет читать?» Поступая так, мы отказываем маленькому человеку в субъектности, игнорируем его или подчеркиваем, что он — не такой, как другие. Поэтому всегда лучше говорить с самим ребенком и дать ему возможность ответить.

Некоторым детям для коммуникации может понадобиться чуть больше времени — например, детям с синдромом Дауна и расстройством аутистического спектра (РАС). Так что в общении с ними тоже нужно терпение и некоторый навык.

Главное правило для успешной коммуникации — говорить простыми и короткими предложениями. Не нужно пытаться дать слишком много информации сразу или обсуждать несколько тем одновременно. Лучше сначала закончить одну тему и только потом переходить к другой. Это касается и письменного общения.

Получить представление о препятствиях, которые приходится преодолевать ребенку во время общения, можно с помощью простого упражнения. «У людей с синдромом Дауна, например, осложнена работа голосовых связок, поэтому им трудно говорить. Попробуйте сделать это, положив в рот несколько кусочков маршмеллоу, — уже через 10 секунд общаться становится тяжело. Приблизительно такие ощущения испытывает человек с синдромом Дауна, когда разговаривает, — приводит пример Мария Назукина. — Поэтому его нельзя перебивать, вставлять собственные слова и фразы. Лучше подождать, пока собеседник закончит мысль, даже если это дается ему с трудом».

Еще дети с синдромом Дауна очень любят обниматься — причем иногда даже с незнакомыми людьми. Так что при общении с таким ребенком нужно быть готовыми к тому, что он может неожиданно подойти и обнять вас посреди беседы.

А вот для большинства детей с аутизмом тактильный контакт, наоборот, неприятен — порой настолько, что прикосновение может причинять физическую боль. Также люди с РАС часто не переносят сильных запахов, поэтому перед встречей лучше не увлекаться парфюмом и избегать острой пищи.

Далеко не все дети с аутизмом во время общения смотрят собеседнику в глаза — зрительный контакт также вызывает у них физический дискомфорт, так что не нужно на нем настаивать. Если вы говорите с ребенком, а он смотрит на стену, на потолок или в окно, это значит, что он вас сейчас слушает. И наоборот: если ребенок с РАС смотрит вам в глаза, вполне вероятно, что он вас не слышит, и продолжать разговор сейчас не стоит.

Общаясь с ребенком с аутизмом, позвольте ему совершать стереотипные действия — от этого зависит его психологический комфорт. Например, ребенок не может успокоиться, пока не откроет и закроет несколько раз входную дверь или не обернется несколько раз вокруг своей оси перед тем, как войти в комнату. Некоторые дети с аутизмом любят подкидывать игрушку во время разговора. Словом, стереотипии могут быть самыми разными, но если ребенка прервать, то будет нарушено его эмоциональное равновесие, и он может бурно отреагировать на такое вмешательство.

Если ребенок передвигается на коляске

Чем заменить слова «колясочник», «паралитик» и другие подобные выражения? Можно говорить: «человек, передвигающийся на коляске» или «человек, использующий инвалидную коляску».

Если взрослый человек на коляске приходит с сопровождающим, то в первую очередь лучше поздороваться непосредственно с человеком на коляске. Если на коляске передвигается ребенок, этикет будет зависеть от ситуации.

Для комфортного общения лучше присесть на стул, чтобы ваши глаза и глаза собеседника были на одном уровне. Тем более что ребенку в некоторых случаях может быть физически трудно смотреть на вас снизу вверх.

Говоря об этикете инклюзивного общения, нельзя забывать о границах личного пространства. Коляска (как и белая трость у незрячих) — часть этого пространства, практически продолжение тела, поэтому ни в коем случае нельзя прикасаться к этим предметам без спроса.

Если вы хотите предложить помощь человеку с инвалидностью, для начала спросите, нуждается ли он в ней, — чаще всего он вовсе не так беспомощен, как кажется со стороны. Если вам ответили утвердительно, уточните, какого рода помощь требуется и как лучше ее оказать.

Человек в коляске всегда может подсказать, как с ней обращаться. Если вы что-то не поняли или не уверены, как себя вести и какие слова использовать, — не стесняйтесь спросить об этом собеседника с инвалидностью. Это лучше, чем если он заметит вашу неловкость или услышит от вас обидное для него выражение.

Что нужно учитывать в общении с незрячими

Хотя у нас до сих пор действует Всероссийское общество слепых, слово «слепой» в новой культуре считается устаревшим и может быть неприятно человеку; корректные формулировки вместо него — «незрячий», «слабовидящий» или «человек с нарушением зрения». Подходя к незрячему ребенку, всегда нужно поздороваться и представиться. Если вы считаете, что ему нужна помощь, тоже нужно вначале уточнить, действительно ли он в ней нуждается, и как ее правильно оказать.

«К примеру, если незрячего ребенка нужно куда-то проводить, направлять его можно двумя способами: либо он сам положит руку вам на плечо, либо вы аккуратно возьмете его под локоть, — советует Мария Назукина. — Никогда не следует брать человека за запястье — многие незрячие расценивают этот жест как сигнал угрозы и чувствуют себя в такие моменты очень неуютно. По этой же причине не нужно приобнимать человека, сопровождая его».

Многие люди с нарушением зрения убирают трость, когда с ними другой человек. В таком случае их «глазами» становится проводник (или сопровождающий — оба эти термина лучше «поводыря»). На него ложится ответственность предупреждать о бордюрах, ступеньках, ямах, эскалаторах, об улице с автомобильным движением и других препятствиях.

Но если преград нет и вы идете по ровной поверхности, говорить, куда нужно повернуть, излишне. Держась за вас, незрячий чувствует, куда вы поворачиваете. Если же вы ведете ребенка за руку, то достаточно слегка потянуть его за собой, чтобы он понял, что надо изменить направление.

Проблемы со слухом — не повод для изоляции

Если вы говорите на жестовом языке (этот термин, кстати, лучше «языка жестов»), и хотите пообщаться с неслышащим ребенком, вначале нужно помахать ему рукой или дотронуться до плеча, чтобы обратить на себя внимание. Кстати, жестовый язык не универсален, существуют разные жестовые языки для разных обычных языков. В нашей стране русский жестовый язык является родным для многих неслышащих детей, родители которых тоже не слышат. После того как они выучивают словесный язык (для письма и чтения), они фактически становятся билингвами.

Если у человека, который хочет обратиться к неслышащему на жестовом языке, сохранный слух, и обычно он общается вербально, лучше сразу предупредить об этом. «Во-первых, неслышащий постарается жестикулировать медленнее, чтобы вы смогли его понять, — отмечает Мария Назукина. — Во-вторых, в жестовом языке тоже есть своего рода сленг, понятный лишь тем, кто общается на нем постоянно, и слышащему человеку будет тяжело уследить за нитью разговора. В-третьих, люди с нарушением слуха могут обидеться, если решат, что вы тоже не слышите и не говорите, а потом посреди разговора у вас вдруг зазвонит телефон».

Если же человек считывает речь по губам, то во время разговора с ним нельзя прикрывать рот рукой или бумагой, — так же как говорить, наклонившись к смартфону. Так собеседнику будет трудно понять, что именно ему пытаются сказать, — особенно если это ребенок, который еще только осваивает этот навык. Не нужно говорить слишком медленно или слишком быстро — придерживайтесь обычного темпа разговора. Также не старайтесь чрезмерно артикулировать, для того чтобы собеседник наверняка вас понял, — поскольку в этом случае мимика получается слегка агрессивной и враждебной.

Как познакомиться с этикой инклюзивного общения

Сотрудники РООИ «Перспектива» проводят тренинги для педагогов «Понимание инвалидности», где учителей знакомят с корректной терминологией и этикетом общения с людьми с инвалидностью. Учителя смогут более эффективно общаться с особыми учениками, если познакомятся с пособием, которое разработали специалисты. Методические рекомендации по проведению «уроков» доступны онлайн, можно предложить учителям вашего ребенка подготовить тематический урок или классный час на эту непростую тему. Если ваш ребенок учится вместе с особыми детьми или вы знакомы с такими семьями, вам как родителям тоже могут быть полезны такие пособия.

При желании можно найти много источников информации о том, как лучше общаться с особыми детьми в зависимости от их возможностей и от ситуации. Но главный принцип сформулировать просто: дети с особыми потребностями — это прежде всего дети, и наша задача — относиться к ним с уважением и интересом, видеть их человеческое достоинство, воспринимать их как естественную часть общества, а не как объект снисхождения и жалости. И тогда точность терминологии уйдет на второй план.



Растимдетей.РФ
02 октября 2020
08:42
Поделиться