Что смотрят дети в интернете: самые популярные жанры

Детский видеоблогинг невероятно разнообразен. Дети и тинейджеры создают и заливают на Youtube тысячи часов видео в сутки, а миллионы их зрителей приносят видеоблогерам многомиллиардные прибыли от рекламы. При этом взрослым очень многое из того, что смотрят их дети, кажется бессмыслицей. Представляем краткий гид по детскому русскоязычному сегменту YouTube, его основным жанрам и звездам.

Как YouTube стал новым детским телевидением

Фактически YouTube в последние годы стал альтернативой традиционному детскому ТВ. Хотя, возможно, точнее будет сказать, что они объединяются: многие популярные детские телепередачи сейчас параллельно загружаются на YouTube, откуда путь к зрителю короче, ведь ролики доступны здесь и сейчас, а еще под рукой всегда есть предложения похожего контента. Все это, разумеется, усугубляет проблему ограничения детского экранного времени.

В момент запуска YouTube Kids в 2015 году критики приводили этот проект в качестве подтверждения того, что YouTube планирует сделать детей своей новой целевой аудиторией. Однако уже тогда было очевидно, что выход приложения — лишь попытка как-то реагировать на ситуацию с сотнями миллионов детей, которые уже и так с самого раннего возраста были ежедневными зрителями сервиса. Выделение детского сегмента YouTube было необходимо, чтобы детям не попадались на глаза неподходящие видео и реклама не по возрасту, чтобы они не сталкивались с токсичными комментариями.

Детская версия хостинга запрещает рекламу, не предназначенную для детей, фильтрует контент и убирает комментарии.

В результате многие родители стали использовать ее как «цифровую няню» и время от времени оставляют своих детей с iPad в качестве воспитателя. Однако «в объятиях» детской версии малыши остаются не слишком долго — уже в младшем школьном возрасте они переходят во «взрослый» YouTube. Хотя и там тоже подписываются в основном на каналы, ориентированные на детей и подростков.

Дети предпочитают сами выбирать, что смотреть, и активно создают новый контент. К этому возрасту ребенок уже надежно вовлечен в детскую интернет-культуру, и те культурные коды, которые там транслируются, мало или совсем не известны старшим поколениям.

 

Типы контента и жанры

 

Среди самых распространенных форматов в «детском» сегменте Youtube — пранки, челленджи, анпакинги, DIY (Do It Yourself, то есть сделай сам) и стримы. Однако разделить те или иные каналы по жанрам довольно трудно, потому что одни и те же авторы могут публиковать разноплановый контент.

 

Дети-влогеры

 

С помощью родителей уже с 2–3 лет дети могут заниматься влогингом (видеоблогингом). Игровые видео для самых маленьких можно назвать главным трендом последних лет: они продолжают набирать популярность и остаются одной из самых прибыльных статей дохода для YouTube. Заодно детский влогинг породил такое явление, как дети-миллионеры. Среди чемпионов по просмотрам, подписчикам и бюджетам — пятилетняя Настя Радзинская из Краснодарского края. При рождении врачи диагностировали у нее ДЦП, и родители бросили все силы на лечение, одним из методов терапии была работа в кадре. Через несколько лет признаки болезни исчезли, зато сегодня у ее канала Like Nastya более 15 млн подписчиков.

Простенькие видео о том, как девочка ходит в зоопарки и парки аттракционов, капризничает, играет с куклами и купается в пластиковых шарах, буквально завораживают маленьких зрителей и приносят семье Насти сотни тысяч долларов в месяц за счет рекламы.

Следом за Like Nastya по популярности следуют каналы Mister Max и Miss Katy, главные герои которых — родные брат и сестра, которые в каждом видео веселятся, играют и распаковывают игрушки. На каналы шестилетней Кати и восьмилетнего Максима также подписаны по 15 млн пользователей.

Всего подобных каналов для дошкольников, пришедших на смену мультикам по телевизору, несколько тысяч. Эти видео очень притягательны для маленьких зрителей, при этом наблюдение за влогерами для них похоже на мультики, объясняет педагог-психолог Дмитрий Кичман. «Зрители не очень задумываются, что чувствуют эти люди и что у них существует за пределами видео».

Анпакинг

В том или ином виде жанр распаковки игрушек-сюрпризов, шоколадных яиц и шаров с куклами присутствует практически в любом детском видеоблоге. Срабатывает эффект интриги: интересно узнать, что же скрывается в заветной коробочке или капсуле. Чувство предвкушения и восторга могут разделить с влогером все его многочисленные подписчики, и этим активно пользуются «детские» бренды, чтобы продвигать свою продукцию.

Иногда распаковке может быть уделено целое видео: дети-влогеры вначале достают игрушки, а затем разыгрывают с их участием игры на камеру.

Формат пользуется огромной популярностью у детей. Например, общая аудитория каналов брата и сестры Kids Roma Show и Kids Diana Show перевалила за 50 млн подписчиков во многом благодаря видео с распаковкой все новых и новых игрушек. Стоит ли говорить, что после просмотра анпакинга ребенок уже знает, что попросить у родителей во время следующего похода в магазин.

Музыкальные проекты

Каналы, связанные с музыкой и пением, также неизменно привлекают детское внимание. Например, канал «Музыка с мамой» одновременно развлекает и ненавязчиво помогает обучить малыша пению и нотной грамоте, развить музыкальный слух. Видео рассчитаны на совместный просмотр дошкольников с родителями. А канал «Караоке для детей» помогает приятно провести время, слушая любимые мелодии (все песни рассортированы по темам), а заодно «прокачать» вокальные данные.

Детские DIY-каналы

Do It Yourself («сделай сам») можно назвать универсальным форматом: им увлекаются и взрослые, и дети. Но если первых в основном интересует, как самостоятельно положить плитку или сделать собачью конуру, то у детей более веселые и разнообразные занятия. Так, канал «Идеи для творчества» специализируется на рукоделии: вязании, создании брелоков, браслетов и прочих безделушек.

Создатели другого канала, «Юный Алхимик», проводят на камеру опыты, которые можно повторить в домашних условиях. Например, показывают, как сделать леденцы, светящийся диско-шар, или демонстрируют зрителям различные химические эксперименты. «РыбаКит» выкладывает простые видео-уроки рисования, обучает изготовлению аппликаций и других поделок. В каждом видео приведена пошаговая инструкция, а еще на канале есть тематические плейлисты с поделками к различным праздникам.

Пранки

Пранки, или розыгрыши, популярны у подростков. Авторы таких видео разыгрывают как своих друзей, так и незнакомых людей, снимая их реакцию на скрытую камеру. Реакция далеко не всегда бывает «цензурной», и такой контент сложно назвать детским.

Наряду с неумными и даже откровенно издевательскими розыгрышами авторы устраивают социальные эксперименты, в которых призывают людей не быть равнодушными.

Среди самых популярных пранкерских каналов можно назвать, например, Rakamakafo.

Челленджи

Еще один тренд, набирающий популярность в сети, — челленджи. Герои выполняют определенное непростое действие, после чего передают эстафету знакомым видеоблогерам или зрителям. Дети-влогеры с удовольствием принимают вызов, и в результате в сети десятки тысяч видео, где дети пробуют смеяться (или, наоборот, не смеяться) определенное время, пытаются съесть полкило мишек Haribo на скорость китайскими палочками, делать макияж с закрытыми глазами, состязаются в видеоиграх или в спорте. Отдельных каналов, посвященных челленджам, нет, но благодаря своему вирусному эффекту этот жанр, похоже, утвердился на YouTube надолго.

Стримы

Стримы — каналы с потоковым вещанием в прямом эфире, где зрители, вместо того чтобы играть в игры самим, наблюдают, как это делают другие. Психологи говорят, что секрет успеха такого формата в том, что людям не хочется пропустить что-то интересное. Другая особенность стримов — интерактив. Можно написать комментарий в чате, и стример может мгновенно отреагировать. Что авторы каналов обычно и делают, и поэтому стандартный стрим выглядит примерно так: основную часть монитора занимает игра, а в небольшом квадратике человек с джойстиком сидит у экрана, постоянно разговаривая или ругаясь с кем-то в чате, который виден тут же, сбоку.

Близость и возможность диалога подкупают, и поэтому число зрителей на каналах стримеров постоянно растет, а транслируемые в режиме реального времени видео комментируют в 10 раз чаще, чем обычные видеоролики.

Кстати, YouTube постепенно теряет стрим-аудиторию, потому что все больше авторов переходят на Twitch — альтернативную платформу, специально «заточенную» под стрим-видео. Монополия Youtube постепенно уходит в прошлое, а дети-видеоблогеры рано или поздно повзрослеют — так же, как и их зрители.

Лучше понимать ребенка, вникая в его интересы

Дети и подростки предпочитают телевизору интернет, потому что ТВ никогда не сможет дать им опыт большого разнообразия контента, который они могут выбирать самостоятельно.

Youtube дает свободу, в том числе свободу завести собственный канал, где можно самореализоваться и говорить на многие волнующие ребенка темы. Возможно, в этом еще один секрет популярности видеохостинга: там можно найти ответы на те вопросы, которые волнуют сегодняшних детей. И если мы привыкли считать, что дети смотрят в интернете «ерунду», возможно, пора пересмотреть свою точку зрения.

А чтобы ответить себе на вопрос: «Что они там вообще смотрят?», можно попробовать посмотреть ролики популярных видеоблогеров вместе с ребенком. Пусть он поделится с вами тем, что ему особенно нравится. При этом важно взрослому воздержаться от критических комментариев — лучше проявить интерес к тому, что происходит на экране. Это позволит лучше понять увлечения и интересы ребенка, источник многих его мнений и желаний. Возможно, у вас с ним появятся общий опыт, общие темы и общий язык для их обсуждения.



Растимдетей.РФ
09 марта 2020
13:10
Поделиться