Работа с семьей, находящейся в социально – опасном положении

Работа с семьей, находящейся в социально – опасном положении

Любой человек мечтает о счастливой семье, о доме, где тебя ждут и любят. Многие люди счастье видят прежде всего в семье. С понятием дома и семьи связаны наши первые представления о мире, любви, заботе. Дом – это главная составляющая человеческой жизни. Дом – это прежде всего семья, это малая родина, с которой начинается любовь к родной стране, к Отечеству. Семья в жизни каждого человека играет большую роль.

      Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Она держится на взаимопонимании, доверии, заботе друг о друге, радости от совместных действий. Здесь мы можем услышать о себе то, что никогда не отважатся сказать нам люди со стороны, но здесь нас никогда не разлюбят. И что бы ни случилось, мы всегда можем рассчитывать на понимание и поддержку родных.  

     Семья - это не просто сожительство, это строительство своего общего сначала на двоих, а потом и на маленьких членов семьи мира - духовного и материального. Иногда семья требует смены места жительства, работы, образа жизни, отказа от прежних связей и привычек – а это уже серьезные трудности и физические, и материальные и психологические, тем более, если в этом участвует ребенок. Семья – это «фабрика», где мы, взрослые, формируем новых людей. Существует и такое понятие: кризис семейных отношений. Кризис семейных отношений - это не только кризис в отношениях между мужчиной и женщиной. Это могут быть проблемы и между старшими и младшими членами семьи, между детьми и родителями, между непрямыми родственниками (теща-зять и т.д.). Но все они в любых своих проявлениях наносят вред как всей семье, так и всем ее членам, даже тем, кто в конфликте не участвует. Поэтому при каждом поступлении информации о дебоширстве в семье одним из родителей, службой ПДН проверяется вероятность ущемления законных интересов несовершеннолетних детей, а также, не было ли жестокого обращения с несовершеннолетними, т.е. действий (или бездействия) родителей, и других лиц, наносящих ущерб физическому или психологическому здоровью ребенка (виды жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение потребностями ребенка)) со стороны родителей.                Специалисты центра социального обслуживания населения в тесном взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района, органами опеки и попечительства и другими субъектами права проводятся мероприятия, направленные на выявление родителей, должным образом не исполняющих свои родительские обязанности по воспитанию, обучению, содержанию, защите прав и законных интересов своих детей и своим антиобщественным поведением отрицательно влияющих на детей и способствующих совершению ими правонарушении. Это родители, которые злоупотребляют спиртными напитками, устраивают распитие спиртных напитков у себя в доме, содержат жилые помещения в антисанитарном состоянии, не соблюдают элементарные правила гигиены, в доме отсутствуют спальные места, постельные принадлежности, одежда , пища и иные предметы, соответствующие возрастным потребностям детей и необходимые для ухода за ними, устраивающие драки в присутствии ребенка, лишающие его сна. С этой целью проверяются по месту жительства семьи, состоящие на учете в службе социального обслуживания населения, выясняются причины их плохого социального положения и то, какой контроль со стороны родителей уделяется воспитанию детей и их свободного времяпрепровождения…   

     Семья, находящаяся в социально опасном  положении (далее “СОП”) -  семья, имеющая  детей, находящихся в социально  опасном положении, а также семья, где родители или законные представители  несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

     Никого не может оставить равнодушным воспитание детей в семьях, находящихся в социально опасном положении: утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.

     Таким образом, в работе с семьей необходимо стремиться максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
принимать активное участие в жизни семьи;
всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
уважать право ребенка на собственное мнение;
уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом. 

      Социальная работа, направленная на оказание социальной помощи семьям, находящимся в социально опасном положении строится на следующих принципах: необвинительности - вместо обличения и упреков, даже заслуженных, - создание ситуации для выхода из кризиса; индивидуального подхода - решение конкретных проблем конкретной семьи и ребенка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания; доверительных отношениях; уважении норм и ценности семьи и детей; выявления позитивного потенциала семьи, опора на него для развития способности к самопомощи; адресности, гуманизма, принципа социальной справедливости, альтруизма, гармонизации общественных, групповых и личных интересов, дифференцированного подхода, системности и комплексности.  Данные принципы позволяют специалистам по социальной работе выполнять свое главное предназначение: помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; поддерживать социальную инициативу и активность человека, его стремление самому разрешать возникающие проблемы.
        Одним из типичных вариантов поведения  в социально неблагополучной  семье является оставление без попечения  несовершеннолетних и членов семей, не способных к самостоятельному существованию, ”выталкивание” детей на улицу, склонение или побуждение их к асоциальному образу жизни.
      В семьях наблюдается рост проявления жестокого обращения с детьми, некорретных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, кончают жизнь самоубийством, совершают правонарушения.
      Кроме того, с ростом числа семей, находящихся  в социально опасном положении, увеличивается количество социальных сирот при живых родителях (родители бросают своих детей на воспитание своим престарелым родителям, отказываются от их содержания, воспитания и обучения); происходит деградация семей (пьют, ведут аморальный образ жизни, живут в антисанитарных условиях, не работают и пр.) дома таких семей становятся “притонами”, где собираются группы людей без определенного места жительства и рода занятий, занимаются распитием спиртных напитков, устраивают драки и т.д.

      В  работе с семьей не следует  навязывать людям свое (личное) мнение  о системе ценностей, так как  представление специалиста может не совпадать с мировоззрением клиента. Однако воспитательную работу с семьей, особенно с ее взрослыми членами, проводить необходимо.
      Семья  автономна в своей жизнедеятельности  и имеет право выбирать тип  взаимоотношений, методы воспитания  детей и так далее. Поэтому вмешательство в семейные отношения происходит лишь тогда, когда существует прямая угроза физическому, психическому здоровью ребенка или кого-то из членов семьи.                                  Работа с семьей требует высочайшей деликатности и соблюдения конфиденциальности, ибо в ее ходе затрагиваются сведения, разглашение которых может нанести серьезный ущерб клиенту, а некорректное общение специалиста непоправимо разрушает возможности для их дальнейшего сотрудничества.
     Первым  этапом работы с семьей является сбор и анализ информации, что необходимо для выявления асоциальных семей, имеющих несовершеннолетних детей, и для определения направлений  дальнейшей работы.
Для организации  работы специалисту необходима определенная информация.
Информация  общего характера (адрес проживания и прописка, состав семьи: Ф.И.О. родителей  и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие  о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т.д.).
Специальная информация (сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная; состояние  здоровья, уровень образования, нарушение  функций семьи и т.д.).
     Общая информация дает представление обо всех социально-неблагополучных семьях определенной территории и характере их неблагополучия.
Специальная информация позволяет более глубоко  и объективно оценить состояние  семейных проблем, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной семье.
    Через запросы специалиста по социальной работе осуществляется сбор общей информации, в основном документации, предоставляемой  местной администрацией, ЖЭУ, органами опеки и попечительства, школой, инспекцией по делам несовершеннолетних, УВД и т.д.

    Социальные  педагоги школ могут представить  информацию о социальном статусе  ребенка, посещаемости занятий и  успеваемости по предметам школьной программы, об интересах несовершеннолетнего, о его взаимоотношениях в семье, в школьном коллективе и т.д. Если семья состоит на учете, то можно получить сведения о характере взаимоотношений членов семьи, о выполнении родителями своих обязанностей, о работе с семьей, проведенной специалистами школы, и ее результатах.
      Специалисты КДН или ИДН (состоит ли несовершеннолетний на учете, совершал ли ранее правонарушения, привлекался ли к уголовной ответственности; зарегистрированные случаи жестокого обращения с несовершеннолетним со стороны родителей).
       Специалисты органов опеки и попечительства дополнительно информируют о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью.
       Специалисты органов социальной защиты населения  могут сообщить о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; о социальных выплатах, произведенных данной семье; о льготах, пособиях, компенсациях, которыми она пользуется,
       Специалисты поликлиники дают сведения о состоянии  здоровья членов семьи, об использовании льгот на лечение и приобретение медикаментов.
       Соседи, родственники и другие физические лица могут сообщить об официально не зарегистрированных фактах жестокого обращения с  ребенком родителей или их законных представителей; о наличии скандалов  в семье; о фактах побегов детей из дома, употребления ими спиртных напитков, наркотических веществ и т.д.
        Основными методами сбора информации являются:
беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами КДН, ИДН  и т.д.);

    В практике работы широко используются совместные рейды с членами комиссии КДН, инспекторами по делам несовершеннолетних,  социальными педагогами школ из тех территорий, где проживают несовершеннолетние, не только для изучения семьи, но и для их патронажа в дальнейшем. 
      Поскольку спецификой подобных проблемных семей часто является асоциальное поведение, которое может быть опасно для окружающих, то такие рейды дают положительные результаты. Семьи знают, что они находятся на контроле, и поэтому стараются выполнять требования, которые предъявляют к ним специалисты.                               Практическая  работа с семьей выстраивается в  соответствии выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения.   Во время  посещения семьи специалист обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в обычной  домашней обстановке, исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети.

     При обследовании семьи  специалист должен быть в  хорошем настроении, всем своим поведением проявлять интерес ко всему, чем  живет подросток и его семья, уважение ко всем ее членам, какими бы они на самом деле ни были, готовность к контактам с ними. Специалист не должен осуждать или критиковать; свое несогласие ему лучше выражать мягко, допуская возможность существования другого мнения. При этом нужно находить для себя способы получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы; следует давать советы в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у клиентов осталось приятное ощущение того, что общий язык найден. Закрепить такое впечатление помогает положительный отзыв, высказывание о семье при встрече специалиста с ребенком, выражение удовлетворения от знакомства с его домом.
В практике при осуществлении патронажа  социально неблагополучных семей  специалистам нередко приходится сталкиваться с агрессивным отношением ее членов к специалисту (брань, угрозы и т.д.). В этих случаях мы рекомендуем: не отвечать грубостью, не повышать голос на собеседника; вести себя тактично; патронаж семьи осуществлять двумя специалистами либо в союзе с представителями УВД, КДН, органов опеки и попечительства и т.д.